С весны нынешнего года «железо» привычных производителей, с которыми большинство компаний традиционно работало, стало почти недоступным. Однако потребность в реализации ИТ-проектов остается, и к ним добавляются такие специфические задачи, как «репатриация» ИТ-инфраструктуры из-за рубежа. В этой ситуации у компаний, реализующих инфраструктурные проекты, не так уж и много вариантов – облака фактически становятся безальтернативными. Системные интеграторы и облачные провайдеры отмечают многократное увеличение спроса. Например, в #CloudMTS заявляют о 15-кратном росте запросов на услуги хостинга систем SAP по сравнению с прошлым годом. Каковы они – облачные проекты кризисного времени, и в чем их особенности?
Облака все чаще воспринимаются как полноценная замена «железа»
Максим Березин: «Использование облаков для большинства компаний становится наиболее надежным вариантом, поскольку это услуга c конкретным и понятным SLA, которую предоставляет провайдер и, соответственно, несет за нее ответственность» |
«Действительно, приобрести оборудование стало намного сложнее, а процесс поставки занимает больше времени. Но нельзя сказать, что это вовсе невозможно. Есть два варианта: первый – купить оборудование, официально доступное в России, и второй – заказать через параллельный импорт», — говорит Максим Березин, директор по развитию бизнеса «КРОК Облачные сервисы». При этом в каждом случае есть свои недостатки. Например, российское реестровое оборудование необходимо долго ждать, и при этом оно стоит дорого. Китайское оборудование можно получить быстрее, но для того чтобы выбрать качественное, необходимо обладать определенной экспертизой и хорошо разбираться в продукции разных поставщиков. С параллельным импортом история напоминает рулетку, поскольку здесь можно столкнуться с разными проблемами, предсказать которые сложно.
В связи с этими недостатками использование облаков для большинства компаний становится наиболее надежным вариантом, поскольку это услуга c конкретным и понятным SLA, которую предоставляет провайдер и, соответственно, несет за нее ответственность.
«Как любая система, ИТ-отрасль подстраивается под внешние условия и развивается. После первичного шока многие компании начали искать альтернативных поставщиков и пути приобретения необходимых компонентов и оборудования. За последние шесть месяцев многие научились привозить необходимое «железо», хотя это и занимает больше времени и обходится дороже, чем раньше», — считает Антон Захарченко, директор по стратегии облачного бизнеса T1 Cloud. Тем не менее, в этой ситуации облака все чаще воспринимаются полноценной заменой «железа» и позволяют быстрее получить доступ к дополнительным вычислительным ресурсам. Заказчикам, возможно, при этом приходится пересматривать архитектуру решения, но использование облачных провайдеров в качестве альтернативы позволяет реализовать проекты.
Антон Захарченко: «Провайдеры активно работают над решениями с использованием open source, создают собственные сервисы и платформы, ищут пути замены решений крупных вендоров с сохранением функциональности и качества обслуживания» |
«Облака – это не только аппаратное обеспечение, но еще и возможность использования PaaS-сервисов. Это снимает с бизнеса необходимость развития и администрирования дорогостоящих и трудозатратных ресурсов», — напоминает Александр Тугов, директор по развитию услуг Selectel. Как следствие, облачные провайдеры могут обеспечить компаниям максимальную выгоду для выполнения задач в тестовом режиме и быстрого масштабирования сервисов.
Логистические цепочки за последние полгода полностью изменились и отгрузки малых партий серверного оборудования значительно затруднены. Поэтому крупные облачные провайдеры, которые успели сформировать собственные запасы и имеют опыт организации поставок, получают преимущество.
Потребность в скорости и экспертизе
На сегодняшний день одним из основных трендов является то, что облачные провайдеры должны работать быстро, ведь зачастую на реализацию проектов по миграции у них есть несколько дней, а не месяцев, как это было раньше. По мнению Березина, во многом это связано с тем, что основной запрос сейчас – локализация ИТ-инфраструктур российских дочек зарубежных компаний. «Очень большой спрос сегодня связан с локализацией данных и систем в облаках отечественных провайдеров, и заказчиком в данном случае выступают новые юридические лица, отделившиеся от головной компании, основная задача которых – выжить в новых условиях. Отсюда большая потребность в быстром переводе ИТ-систем на российские рельсы», — отмечает он. Еще один типичный запрос – помощь в реализации проектов, когда заказчику необходимо «приземлить» ERP-систему западной разработки в российское облако. «Крок» уже реализовал ряд подобных проектов у себя в облаке и продолжает оказывать нашим клиентам поддержку по данному типу решений.
В связи с этим вытекает второй важный тренд – спрос на глубокую экспертизу не только по облачному направлению, но и в области ИТ в целом. Заказчики ищут тех, кто сможет за короткий срок собрать комплексную экосистему приложений, которая будет включать почтовый клиент, офисные и бизнес-приложения, ИБ-продукты. При этом, учитывая текущую ситуацию с уходом иностранных вендоров, это должны быть решения преимущественно отечественной разработки. Поэтому наиболее успешным оказывается тот, кто может быстрее и дешевле выстраивать подобные комплексные архитектуры на базе решений российских вендоров.
Тугов, в свою очередь, выделяет тенденции к развитию платформенных сервисов, что обусловлено сложившейся ситуацией. Малым и средним компаниям нецелесообразно и дорого вкладываться в создание и покупку собственной инфраструктуры, тем более, когда речь идет о спорадическом использовании, например, высоконагруженных приложений или решений для анализа данных и обучения нейросетей.
Кроме того, стоит отметить, что среди российских компаний вырос запрос на предоставления услуг информационной безопасности в облаке, в том числе на защиту от DDoS-атак. Особую актуальность приобретают защищенная инфраструктура, соответствующая всем требованиям регуляторов – например, аттестованный ЦОД. Обеспечение безопасности данных и процессов будет становиться все более актуальным для компаний, работающих с чувствительной клиентской информацией – личной или финансовой, а также для государственных предприятий и служб.
К услугам провайдеров IaaS и PaaS все чаще прибегают компании различных масштабов и сферы деятельности. Речь идет как о крупном бизнесе, так и средних и малых организациях. Так как предложение разнообразно и гибко, профиль заказчика также крайне вариативен.
По словам Захарченко, уход зарубежных производителей ПО подтолкнул рынок к переходу на отечественные разработки. Провайдеры активно работают над решениями с использованием open source, создают собственные сервисы и платформы, ищут пути замены решений крупных вендоров с сохранением функциональности и качества обслуживания.
Ключевые проблемы
Александр Тугов: «Российские провайдеры, не ощущая непропорциональной конкуренции со стороны глобальных гиперскейлеров, видят смысл предлагать новые технологии. Это поддерживает здоровую динамику рынка и стимулирует развитие облачной инфраструктуры» |
«Главный вызов заключается в том, что кардинально изменился пул тех решений, с которыми мы теперь работаем. Для многих заказчиков они являются непривычными и незнакомыми, поэтому необходимо помогать заказчикам в адаптации и обучать работе с отечественными системами», — подчеркивает Березин. При этом новые ИТ-продукты появляются сейчас постоянно, и важно держать руку на пульсе, проводить тестирования, чтобы в дальнейшем иметь возможность формировать на базе них комплексные решения под запросы заказчика.
Захарченко согласен, что ключевые вопросы связаны с вендорами, которые были задействованы в проектах. Например, уход производителей ПО для резервного копирования вынуждает компании не только искать альтернативные решения, но и прорабатывать план переключения, продумывать, что делать с уже существующими резервными копиями, как выполнять требуемые сроки хранения и иметь возможность восстановления в будущем.
Возникают проблемы как с расширением необходимых ресурсов и лицензий в действующих инсталляциях, так и с недоступностью некоторых компонентов. «В такой ситуации мы, например, ищем решение, тестируем его и потом безопасно транслируем на остальных клиентов, которые столкнулись или могут столкнуться с такой задачей», — говорит Захарченко. Использование собственного опыта и экспертизы, постоянное общение с коллегами по рынку позволяют разрешать такие ситуации быстрее и качественнее, чем если бы каждый клиент самостоятельно искал решение силами собственного ИТ-подразделения.
Куда движутся облака?
«События, которые произошли в начале этого года, стали катализатором для рынка облаков. Если раньше основной спрос со стороны заказчиков все-таки был связан с закупкой оборудования, то теперь компании начали все более уверенно уходить в облака. И если в конце года мы увидим, что соотношение изменилось в другую сторону, это будет означать значительный рост облачного рынка России», — уверен Березин.
Тугов согласен, что спрос на IaaS- и PaaS-решения всегда стабильно рос, а перенос компаниями инфраструктуры от зарубежных провайдеров дополнительно стимулирует развитие российского облачного рынка. К 2025 году, по прогнозам аналитиков, публичный и частный облачные сектора ежегодно будут расти на 30% и достигнут отметки 158 млрд руб.
Стоит отметить, что предложение облачных сервисов постоянно улучшается, становится более диверсифицированным и гибким. Сейчас российские провайдеры, не ощущая непропорциональной конкуренции со стороны глобальных гиперскейлеров, видят смысл предлагать новые технологии. Это поддерживает здоровую динамику рынка и стимулирует развитие облачной инфраструктуры.
«На текущий момент уже есть сценарии для поставок оборудования, необходимого для увеличения ресурсов облака, мы их активно задействуем и находимся в процессе расширения с горизонтом планирования от полугода до года», — делится планами Захарченко. Внешние условия могут поменяться, поэтому провайдерам важно следить за ситуацией, поддерживать качество сервисов на должном уровне и планировать масштабирование таким образом, чтобы не сталкиваться с дефицитом ресурсов.
Что касается стоимости сервисов, то структура цены на облако зависит от многих факторов, в том числе от курса валют. Например, в структуре себестоимости облачного решения «Крок» валютная составляющая равна примерно трети, поэтому если будет расти курс доллара, то и стоимость облаков в соответствии с этим будет увеличиваться – у кого-то меньше, а у кого-то больше.
«Говоря о дальнейших перспективах отечественных облаков, на нашем примере могу отметить, что у нас из железа используются только базовое сетевое оборудование и серверы», — резюмирует Березин. Основная же технология реализована на уровне программного кода платформы, за счет чего есть возможность бесшовно добавлять любые x86/x64-серверы в облако, а также оперативно его расширять. Это обусловливает устойчивость к различным внешним факторам, связанным, например, с нехваткой оборудования и комплектующих, а также обеспечивает возможность быстрой адаптации к изменениям.