Наряду с физической подготовкой перцептивно-когнитивные навыки начинают играть все более важную роль в спортивных играх. Исследования в области спорта в целом (и футбола, в частности) показывают, что спортсмены высокого класса обладают хорошими перцептивно-когнитивными навыками, что помогает им добиваться лучших результатов на соревнованиях. При принятии решений эксперты визуально оценивают обстановку более эффективно, оперативно анализируя и интерпретируя визуальные сигналы.
Сегодня в спортивных психологических исследованиях все чаще используются новейшие достижения в компьютерной сфере, в том числе устройства представления (головные шлемы с дисплеями виртуальной реальности), интерфейсные устройства (трекеры виртуальной реальности, прыжковых движений и т.д.) и устройства распознавания биометрических признаков (трекеры глаз). Для изучения восприятия нужен высокореалистичный режим представления, который обеспечивает естественное движение глаз во время диагностики.
В процессе исследований группа ученых из Германии демонстрировала отснятые на поле сцены через очки виртуальной реальности 12 игрокам-экспертам, 10 игрокам среднего класса и 13 начинающим вратарям. Все сцены показывались с точки зрения одного и того же реального голкипера и заканчивались после ответного паса ему же. Исходя из движений глаз каждого игрока, уровень их квалификации определялся с помощью общих методов машинного обучения. Полученные результаты показывают, что движения глаз обладают высокоинформативными характеристиками и позволяют классифицировать уровень вратаря (выявляя хорошо подготовленных молодых голкиперов, игроков среднего уровня и новичков) с достаточно высокой точностью, которая у исследователей составила 78,2%. Результаты испытаний подчеркивают важность отслеживания движений глаз и машинного обучения в перцептивной экспертизе и открывают путь для дальнейшей перцептивно-когнитивной диагностики и создания будущих систем обучения.