Дефицит специалистов в области работы с данными — международная проблема, и рынок Казахстана не исключение. Компании пытаются решить кадровый вопрос самостоятельно, собственными силами доучивая выпускников вузов. Процесс теряет академичность: комплексных образовательных проектов пока не так много.
Программа Alfa Data School, за которую взялся «Альфа-Банк Казахстан», стартовала весной 2019 года. Банк готовит специалистов для себя и попутно формирует казахский рынок дефицитных специалистов. Максат Нуриденулы, управляющий директор и Chief Data&Operating Officer банка, номинировал этот проект на премию CDO Award . В интервью он рассказывает, почему школа так важна для стратегии управления данными и какое влияние она оказывает на культуру работы с данными в банке и в Казахстане в целом.
— Откуда пришла идея создания Alfa Data School?
Я присоединился к команде «Альфа-Банка» в качестве CDO в январе 2017 года. На протяжении 2017–2018 годов шло формирование блока по управлению данными, создавалась инфраструктура для работы с ними, была полностью выстроена архитектура данных банка, централизованы все коммуникации и все процессы управления данными. И мы сразу же столкнулись с проблемой острой нехватки специалистов с соответствующими компетенциями — исследователей данных (data scientist) и инженеров данных. А тех сотрудников, в обучение и развитие которых мы вкладывались, быстро перекупали другие крупные организации Казахстана. Сегодня специалисты по данным нужны всем: и квазигосударственному сектору, и частным компаниям. По примерным оценкам, в стране не хватает минимум тысячи топ-менеджеров и около 10 тыс. специалистов.
Я постоянно изучал ситуацию, анализировал множество публикаций, в том числе зарубежных, и статья эксперта Forbes подсказала идею создания собственной школы для подготовки сотрудников с нужными компетенциями. Предложение прозвучало в январе 2019-го, а в конце января мы уже подготовили концепцию, 15 февраля ее утвердили и через полтора месяца, 1 апреля 2019 года, открыли Alfa Data School.
Инвестиции для запуска потребовались минимальные, поскольку уже была готова инфраструктура для работы с данными, подготовлены теоретические и практические материалы. Инициативу поддержали несколько партнеров — ИТ-вендоров, заинтересованных в том числе в том, чтобы получить подготовленных специалистов из этой школы.
О наборе слушателей было объявлено в конце марта 2019 года лишь по двум каналам: на сайте банка и через внутренние коммуникации «Альфа-Банка Казахстан». Мы предполагали, что эта тема вызовет большой интерес, и не ошиблись. За первую неделю мы получили более 500 заявок, а всего на стартовый поток их было подано 652. Обучение запускалось по трем направлениям: аналитики данных, исследователи данных, инженеры данных. На каждом направлении формировалась одна группа из 10 человек, а кандидаты проходили отбор с помощью тестирования и собеседований.
— Как организовано обучение в школе?
Учебные программы по каждому из трех направлений длятся три месяца. Материалы курсов готовили совместно с партнерами школы (DIS Group, SAP, IBM и казахская ИТ-компания Prime Source), они помогали нам организовать практические занятия. Наши студенты работают с реальными маскированными данными банка. Преподаватели — сотрудники банка и компаний-партнеров.
К концу 2019 года прошли три потока обучения, то есть было подготовлено 90 человек по трем специальностям. По итогам несколько выпускников взяты на работу в «Альфа-Банк», причем не только в мой блок по управлению данными и операционной деятельностью, но и в другие подразделения: ИТ-департамент, блок рисков, блок массового бизнеса. Кроме того, после обучения первого потока мы поняли, что есть потребность создать еще один курс — «углубленный Excel», и за это время обучили около ста человек по такой дополнительной программе.
— Каковы итоги первого неполного года работы школы?
Наша гипотеза подтвердилась: сегодня школа Alfa Data School востребована. Она обеспечивает банку надежный кадровый резерв. Вкладываясь в обучение, мы тратим в несколько раз меньше, чем заплатили бы за готовых специалистов, которых к тому же очень трудно найти. Недавно мы презентовали Alfa Data School на уровне холдинга «Альфа Груп», объединяющего пять банков, и получили самые положительные отзывы. Многие банки группы заинтересованы в том, чтобы запустить у себя аналогичный проект. В конце ноября мы провели первую в истории холдинга внутреннюю конференцию Alfa Data, посвященную управлению данными, на которой рассказали о школе во всех деталях.
Хочу заметить, что Alfa Data School открыта для всех желающих, а не только для сотрудников «Альфа-Банка». Обучение у нас бесплатное. Подготовка кадров для банка — ключевая задача школы, но, кроме того, она помогает формировать отрасль данных в Казахстане.
— Образовательная программа требует серьезного подхода к содержанию программ, методикам обучения, подбору преподавателей. Только тогда можно рассчитывать на качественный результат. Как это происходило у вас?
Чтобы направить работу школы в правильное русло, мы привлекали коллег из HR-подразделения. Будущие преподаватели — сотрудники банка прошли в нашем обучающем центре специальные курсы. Мы совместно разрабатывали программы подготовки, советовались с партнерами, каким образом лучше выстроить учебный процесс, изучали зарубежный опыт аналогичных проектов.
В таком проекте важен научный подход, и мы рассчитываем его реализовать в Alfa Data School 2.0, которую планируем запустить в феврале 2020 года. Мы учли плюсы и минусы созданной программы и будем ее развивать — дорабатывать концепцию, добавлять онлайн-курсы, совершенствовать офлайн-обучение. В том числе планируем заключить соглашения о долгосрочном сотрудничестве с рядом университетов — как казахских, так и европейских и североамериканских. Это обеспечит научный фундамент для наших практических программ.
— Каковы критерии и процедуры отбора слушателей?
Абитуриенты Alfa Data School проходят тестирование для выявления уровня их подготовки в области данных и аналитики. Кандидаты на программы по data science и data engineering должны выполнить сложные тесты, программа по анализу данных предполагает базовый уровень знаний.
Прошедших тестирование кандидатов приглашают на собеседование, цель которого — понять, есть ли у человека желание развивать свою карьеру в банке после завершения обучения в школе и понимание того, каким образом он сможет это сделать.
— Если выпускник не остается работать в «Альфа-Банке», какой вес имеет его диплом на рынке Казахстана?
Выпукники получают документы разных категорий. Обязательной частью курса является выполнение итогового проекта. Если курс пройден и проект сдан, студент получает диплом об успешном окончании школы и мы сразу предлагаем ему работу в банке. Если курс пройден, но итоговый проект сделан не лучшим образом, учащемуся будет выдан диплом о прохождении курса. А если студенту вообще не удалось сдать итоговый проект, он получает документ о том, что прослушал курс. Таким образом, мы явно даем понять, какой уровень человек имеет по окончании школы.
Мы рассчитываем на то, что сотрудничество с вузами даст возможность включить диплом Alfa Data School в государственный реестр документов об образовании. Кроме того, в рамках концепции Alfa Data School 2.0 планируется создать собственный информационный ресурс, где можно будет проверить оригинальность диплома и получить сведения о выпускнике.
— На каких данных студенты учатся и делают проекты? Насколько они связаны с реальным бизнесом банка?
Все задачи — это конкретные бизнес-кейсы банка, и несколько реализованных студентами проектов уже нашли применение в нашей работе.
— Как проект Alfa Data School увязан со стратегией банка в области работы с данными?
Наша стратегия управления данными интегрирована в общую стратегию «Альфа-Банка» и пронизывает все бизнес-инициативы по всем сегментам работы банка. Одно из направлений стратегии управления данными — люди, развитие их компетенций. И в рамках этого направления школе Alfa Data School принадлежит ключевая роль.
Кроме того, мы хотим использовать Alfa Data School как R&D-лабораторию — площадку для различных экспериментов, пилотирования самых смелых идей.
Мне повезло, что в блоке под моим руководством объединены два направления — управление данными и операционная деятельность. Для трансформации бизнеса это идеальная смычка. Статистика показывает, что цифровая трансформация банка на 60% эффективнее, если начинать ее с бэк-офиса, а не фронт-офиса. Имея в своем распоряжении все данные не только по клиентам банка, но и по процессам, я могу проще решить задачу успешной трансформации операционного блока.
— Какие здесь достигнуты результаты?
Большую часть своей 25-летней истории в Казахстане банк концентрировался на корпоративном и среднем бизнесе. Но около трех лет назад стратегия полностью поменялась: мы пошли в малый и розничный бизнес, стали работать с компаниями, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью. Новый курс заставил банк начать оптимизацию и цифровизацию, чтобы быть готовым к масштабированию бизнеса. А для этого необходимо понимание всех процессов. На текущий момент главная цель — полная автоматизация операционных процессов. Ежегодно объем транзакций, которые реализуются без участия сотрудников банка, возрастает на 10%.
— Есть ли в банке своя культура data-driven?
Наша стратегия по управлению данными именно так и называется — создание data-driven-организации. Любые управленческие решения, определяющие, в каком направлении развиваться, что оптимизировать и цифровизировать, должны приниматься на основе статистики и данных. Идея создания блока по управлению данными принадлежит СЕО банка, он является «амбассадором» этого направления, и зрелость культуры данных в банке очень быстро растет.
— Это означает, что знаниями в области данных, умением работать с ними должны обладать не только специалисты вашего департамента, но и сотрудники всех подразделений банка?
Верно. В банке принята agile-культура работы над продуктами, и мы ставим условие, чтобы каждый владелец продукта, такой «мини-СЕО», имел как минимум базовые знания в области аналитики и управления данными. Для этого он должен пройти обучение в Alfa Data School.
— Таким образом, школа выпускает нужных вам специалистов с глубокими знаниями и одновременно влияет на культуру работы с данными в банке?
Alfa Data School — флагман с точки зрения внедрения культуры data-driven. Одного CDO, который на каждом совещании говорит о данных, недостаточно. Нужно, чтобы культура росла внутри организации. Школа — очень хороший фундамент для такого роста. Мы хотим, чтобы все сотрудники банка говорили на языке данных.
— Давайте резюмируем: какую роль играет проект Alfa Data School в реализации стратегических целей банка и как планируется его развивать?
Прежде всего банк получает собственный кадровый резерв в области работы с данными в условиях острого кадрового голода на рынке. Во-вторых, благодаря этой программе мы в целом влияем на развитие отрасли и формирование профессий будущего. Но есть и обратный эффект: Alfa Data School создает банку очень хорошую репутацию на рынке, позволяет сформировать HR-бренд, узнаваемый как в Казахстане, так и за пределами страны.
В обновленной версии Alfa Data School 2.0 будет расширен перечень курсов, появится возможность онлайн-обучения. Но обязательно сохранится и традиционный формат. Обучение будет смешанным, потому что студенты должны делать проекты на реальных данных — чтобы результаты этих проектов могли применяться в бизнесе.
Кроме того, мы хотим увеличить число партнеров, участвующих в проекте. У нескольких крупных международных компаний есть желание присоединиться, поступили предложения от телекома об участии в организации школы.