Инновационные ноутбуки и планшеты с шикарными OLED-экранами произвели в январе на выставке CES настоящий фурор. Изящные устройства выдавали сочные цвета и обещали увеличение продолжительности работы от батареи.
Однако прошло пять месяцев, а мы так никуда и не продвинулись. К сожалению, OLED-дисплеи не доходят до портативных компьютеров и планшетов так быстро, как до телевизоров с большими экранами или мобильных и носимых устройств.
Дефицит поставок дисплеев не позволяет наладить выпуск портативных и гибридных компьютеров с OLED-экранами, а производители дисплеев не проявляют особого интереса к изготовлению OLED-панелей для ПК.
Игровой портативный компьютер Dell Alienware 13 с OLED-экраном, который ожидался еще в апреле, только сейчас поступил в продажу в США по цене 1299 долл. Задерживается и выпуск 14-дюймового ноутбука Lenovo ThinkPad X1 Yoga. Причину задержки производитель не объясняет, но обещает наладить поставки своего продукта «в ближайшее время».
Тем не менее, «в конце весны», как и было обещано, компания HP начала отгружать портативный компьютер Spectre x360 Convertible Laptop с 13,3-дюймовым OLED-экраном. А гибридное устройство Samsung Galaxy TabPro S, первым встречавшее посетителей выставки CES, поступило в продажу в марте.
За прошедшее в момента завершения выставки CES время производители ПК не анонсировали ни одного сколько-нибудь заслуживающего внимания продукта с OLED-экраном. «Большинство портативных компьютеров и планшетов демонстрируют неплохие результаты и с LED-подсветкой, а к технологии OLED есть определенные вопросы, которые необходимо решать», – указал Дэвид Се, возглавляющий в IHS DisplaySearch дисплейное направление.
Как и в телевизорах, OLED-экраны в ноутбуках и планшетах в конечном итоге должны прийти на смену LED-технологиям. У OLED-экранов нет подсветки, благодаря чему они имеют меньшую толщину и потребляют меньше электроэнергии по сравнению с LED-дисплеями. Тонкий слой органического материала светится при пропускании через него электрического тока, в то время как LED-экраны нуждаются в подсветке.
Тонкие OLED-панели делают устройства более изящными. Зачастую они обладают повышенным уровнем контрастности и улучшенным временем отклика.
В настоящее время рынок портативных компьютеров с OLED-экраном ориентирован в первую очередь на любителей игр и создателей мультимедийного контента.
«Дизайн и спецификации играют здесь очень важную роль, – пояснил Се. – Поэтому производителям ПК приходится затрачивать на проектирование больше времени».
Вице-президент HP по вопросам портфельной стратегии и формирования клиентского восприятия Майк Нэш заявил, что у его компании нет планов расширять ассортимент продукции с OLED-экранами в краткосрочной перспективе.
Несмотря на преимущества, связанные с размерами и энергопотреблением, производителям ПК, прежде чем осуществлять масштабный переход на OLED-экраны, необходимо решить ряд вопросов. Главный из них заключается в том, что OLED-дисплеи еще не превратились в массовую продукцию, а потому стоят дороже.
При этом потребителю вряд ли имеет смысл платить за OLED-экран дополнительные деньги, если он собирается использовать компьютер лишь для просмотра веб-сайтов. Преимущества OLED-экранов проявляются при демонстрации ярких цветов – в этом случае они потребляют меньше энергии. При статичном же изображении разница в энергопотреблении оказывается совершенно незначительной.
Установка OLED-панелей в портативные компьютеры тоже не так проста, как установка LED-экранов, которые хорошо приспособлены к существующим технологиям производства ПК.
«Основополагающие принципы схем управления сигналами здесь отличаются, – пояснил Се. – Поэтому проектирование ноутбуков с OLED-экранами требует дополнительных усилий».
Есть еще проблема выгорания OLED-экранов, которую производители дисплеев активно пытаются решить. Пока же изображение на экране остается на какое-то время и после его выключения, что сокращает продолжительность жизни дисплея.
Ведущие производители дисплеев (в первую очередь Samsung и LG) не проявляют особого интереса к изготовлению OLED-экранов для ноутбуков и гибридных компьютеров. Samsung остается сейчас единственным поставщиком для производителей ПК, но ассортимент компании довольно скуден. Наращивание объемов поставок OLED-панелей для портативных компьютеров она планирует в третьем квартале.
По словам пресс-секретаря, Samsung намерена уделять внимание всем направлениям применения OLED-дисплеев, включая и портативные компьютеры.
Компания LG также связывает свое будущее с OLED-технологиями и инвестирует в переоснащение фабрик миллионы долларов. Но OLED-технологии являются приоритетными прежде всего для телевизоров с большими экранами, а также компактных носимых и мобильных устройств.
Для портативных и гибридных компьютеров эта тема не столь актуальна, поскольку соответствующий рынок еще не сложился. LG планирует начать поставлять панели в зависимости от реакции рынка, но никаких конкретных сроков пока не называется.