Проблема поиска своего нового места на рынке беспокоит дистрибьюторов со времен появления Интернета. Рост популярности облачных решений как способа получить необходимые продукты, не прибегая к услугам классического канала, добавил им головной боли. Особенно сильно облака могут повлиять на способы потребления программного обеспечения, доставка которого не нуждается в традиционных логистических сервисах.
Тенденции, которым невозможно противостоять, нужно возглавлять, а потому софтверные дистрибьюторы начинают совмещать поставки продуктов с оказанием помощи своим вендорам в деле продвижения их решений. Например, компания MONT представила в ноябре платформу MONT Cloud Distribution (см. «Дистрибуция облаков», Computerworld Россия, 12 ноября 2015), которая дает возможность клиентам партнеров дистрибьютора через единый интерфейс покупать их услуги, осуществляет биллинг, выписывает счета и т. д.
В конце января аналогичную платформу представили в Axoft. Эта компания, по словам Евгения Куртукова, руководителя отдела поддержки и развития продаж, давно уже перестала быть класическим дистрибьютором ПО, в ее ассортименте есть программно-аппаратные комплексы, а в штате — инженеры. Движение в направлении облачных решений он назвал неизбежным: облачная составляющая ИТ-отрасли быстро растет и во всем мире, и в России, несмотря на то, что наш рынок в целом переживает далеко не лучшие времена.
Разброс оценок аналитиков относительно объемов и динамики облачного рынка, по мнению Куртукова, связан с тем, что исследователи вкладывают в этот термин разный смысл. Сам он считает, что «облака — это способ доставки денег», а главное в облачной платформе — система биллинга.
Запуск платформы AxoftCloud, которую начали разрабатывать в мае 2015 года, запланирован на март. Через нее можно будет в автоматическом режиме осуществлять все необходимые операции: подключение клиента, настройку решений, учет потребления сервисов, продление подписки и отказа от нее — полностью или частично, другие действия. Первое время услуги через платформу будет оказывать сам дистрибьютор, но за 2016 год к ней, по прогнозу Axoft, подключатся около 120 партнеров (из 6 тыс.) и 12-15 вендоров (их у Axoft примерно тысяча). Планируется, что в 2016 году через партнерскую сеть Axoft облачными сервисами будет обеспечено около 10 тыс. рабочих мест, при этом каждая десятая продажа будет приходиться на пакет из двух и более решений.
Пока через облако Axoft можно воспользоваться решениями Microsoft (с этим вендором компания работает в рамках программы Microsoft Cloud Solution Provider) и Active Cloud. В дальнейшем в облачный портфель Axoft войдут офисные приложения, бухгалтерские и складские системы, системы управления отношениями с клиентами, средства информационной безопасности, IP-телефония. Предполагается, что портфель будет пополняться в соответствии с запросами партнеров, опрос которых показал, что наиболее интересны Office 365 от Microsoft (его упомянули 22% опрошенных), «МойОфис» компании «Новые облачные технологии» (19%), продукты «1С» (18%), «Виртуальный офис» Axoft (14%), а также «МойСклад» одноименной компании (10%).
Для вендоров, полагают в Axoft, работа с облачными агрегаторами сервисов, такими как AxoftCloud, — это возможность сбросить с себя большую часть забот по поддержке пользователей, настройке решений, сбору денег (дистрибьютор, как и ранее, является финансовым гарантом, пристально следящим за состоянием дел у партнеров второго уровня). «В этом смысле дистрибуция облачных сервисов ничем не отличается от классической дистрибуции программных продуктов», — отметил Куртуков.
Партнерам AxoftCloud поможет зарабатывать как на продаже решений и их пакетов, так и на дополнительных услугах — установке, настройке, поддержке и т. д. Клиенты же через платформу смогут получать наборы сервисов из одних рук по более привлекательным ценам, чем при покупке решений по отдельности.
Есть здесь и такой нюанс: от недовольства одного пользователя качеством обслуживания, как полагает Куртуков, облачный вендор может отмахнуться, тогда как к претензиям, которые аккумулирует партнер, обеспечивающий существенную часть оборота, вендор прислушается с куда большей вероятностью.