ИТ-эксперты любят рассуждать о данных, но вряд ли вы услышите, как эти собранные данные используются. В новом отчете Pricewaterhouse Coopers и Iron Mountain, вышедшем под заголовком How organizations can unlock value and insight from the information they hold («Как извлекать ценности и проникать в суть информации, находящейся в распоряжении организаций»), показано, что компаниям, желающим повысить эффективность использования имеющихся у них данных, есть еще над чем поработать.
В основу исследования были положены итоги опроса 1800 топ-менеджеров, работающих в компаниях среднего размера (с числом сотрудников более 250) и крупных компаниях (более 2500 работников) из стран Северной Америки и Европы. Результаты оказались просто удивительными: управление данными в своей организации считают эффективным лишь очень немногие.
«Данные – кровь цифровой экономики, они позволяют изучить ситуацию, информированно принимать решения и углублять взаимоотношения, – отметил директор PwC по рискам и страхованию Ричард Петли. – Данные можно покупать, продавать, передавать и даже красть, ведь они имеют определенную ценность. Однако опрашиваемые редко говорили о ценностях, а у большинства нет даже инструментов для управления, защиты и извлечения этих ценностей».
Отсутствие грамотной стратегии
Зачастую стоящие перед компаниями задачи по анализу данных можно успешно решить силами уже имеющихся сотрудников |
Исследование показало, что у руководителей 75% компаний самой разной величины, местоположения и секторов экономики присутствует ощущение того, что они «извлекают из информационных активов максимум». На самом же деле успеха в этом деле добиваются лишь 4%. Примерно 43% опрошенных заявили, что их компания «извлекает из информации мало ощутимые преимущества», а 23% полагают, что никаких преимуществ нет вообще.
Три четверти организаций не обладают навыками и технологиями, которые позволяли бы эффективно использовать информацию, для того чтобы оторваться от конкурентов. В трех компаниях из четырех нет аналитика данных, и лишь в четверти организаций, где аналитик все-таки есть, используют его со знанием дела.
Для технологических компаний недостаток понимания данных проблемой не является. Такая проблема характерна для производственной и конструкторской сферы, фармацевтики, сферы финансовых и юридических услуг, страховой отрасли, энергетики и здравоохранения. Взяв за основу полученные сведения, в PwC построили так называемый Индекс ценности информации (Information Value Index), он составлен на основе ответов сотрудников 1650 предприятий на 36 вопросов и показывает, насколько хорошо бизнес использует собранную информацию и какие ценности ему удается извлекать из данных. Значение индекса может варьироваться от 0 до 100 (100 соответствует наилучшему использованию данных). Индекс оценивает общую осведомленность компании, понимание важности данных, умение достигать обусловленных данными целей, а также навыки и инструменты, используемые для извлечения из данных ценностей, и общие преимущества, получаемые организацией от погружения в данные. У компаний средней величины усредненная оценка составила 48,8, у крупных предприятий — 52,6. Общая же оценка всех организаций оказалась чуть выше 50.
Петли пришел к выводу: данные проникли в нашу жизнь настолько широко, что уже воспринимаются как рутина. И только когда приходит беда, представление меняется. В некоторых компаниях данные считают зоной ответственности ИТ-службы и архитекторов данных, а не важным ресурсом, который должен быть взят на вооружение всеми сотрудниками организации. Нужно, чтобы все понимали: данные – это не прерогатива ИТ-специалистов, а ценный актив, и его роль выходит далеко за пределы технической стороны бизнеса.
Укрепление конкурентоспособности с помощью данных
Стратегия в области данных становится главным ресурсом повышения конкурентоспособности в борьбе с другими компаниями. Игнорируя данные или рассматривая их как несущественный актив, руководители бизнеса оказывают своим организациям плохую услугу.
«Суть анализа для бизнес-подразделений, служб маркетинга, развивающихся филиалов и прочих структурных единиц заключается в том, чтобы понять, какую информацию им хотелось бы извлечь из данных, а затем при содействии ИТ-службы, аналитиков данных и ученых по данным выявить соответствующие источники, продумать технологии доступа к ним, провести анализ и представить полученные результаты в дружественной пользователю, как правило визуальной форме, – указала управляющий директор компании Iron Mountain по стратегии лидерства Сью Тромбли. – Бизнес вкладывает в сбор данных большие деньги, а когда настает пора эти данные использовать, теряет инициативу. Лидерам бизнеса необходимо настойчиво искать способы извлечения необходимой информации и ее представления в удобном формате для внутреннего пользования. Речь идет о наличии стратегии управления данными. Первым делом следует идентифицировать источники данных, затем понять важность анализа для каждого подразделения и, наконец, создать план укрепления конкурентоспособности».
Результаты опроса продемонстрировали, что предприятия не знают о неиспользуемых ресурсах, которые заложены в хранимых данных. Около 16% руководителей не уверены в том, что в организации четко представляют себе, какие данные у них имеются, 23% не знают, как данные перемещаются по организации, а 20% не в курсе, где находятся наиболее уязвимые для данных места.
Неудивительно поэтому, что четверть топ-менеджеров не считает, что данные имеют какую-либо ценность для принятия решений, разработки продуктов, достижения экономии, а также для привлечения и удержания клиентов. Объясняется это тем, что они просто не инвестируют в стратегию. Аналитики очень быстро превращаются в один из наиболее ценных ресурсов успешного бизнеса, а каждой компании нужен уникальный, отвечающий ее особенностям план управления данными.
Следует ли нанимать специалиста по данным?
Прежде чем приглашать специалиста по данным или создавать целый отдел, занимающийся анализом, руководителям необходимо определить, каких целей они хотели бы добиться с помощью анализа. У каждой компании свои потребности, и оптимальная стратегия в области данных зависит от миссии и целей бизнеса. А это значит, что организации не обязательно создавать целое подразделение, специализирующееся исключительно на данных. Зачастую стоящие перед ней задачи можно успешно решить силами уже имеющихся сотрудников.
«Компании с не очень сложными требованиями к анализу вполне могут обойтись уже имеющимися специалистами, – считает Тромбли. – В случае необходимости можно отправить этих сотрудников в центр обучения анализу данных или на соответствующий семинар».
Для некоторых компаний это могло бы стать наилучшим вариантом, особенно в условиях дефицита ученых по данным, чья профессия является относительно новой и весьма востребованной. Можно снизить отрицательные последствия отсутствия стратегии в области данных, взяв на работу сотрудника, который находится в курсе современных тенденций, но одной такой меры может оказаться недостаточно.
«Вряд ли можно найти директора по данным, который подошел бы на все случаи жизни, – подчеркнула Тромбли. – Основные обязанности должны быть распределены в рамках уже существующей организационной структуры. Кроме того, есть дилемма спроса и предложения – трудно отыскать человека, который успешно справился бы с ролью директора по данным».
Характерные черты «элиты данных»
Из всех предприятий, чьи сотрудники принимали участи в опросе, только 4% можно отнести к «элите данных». Речь идет о средних и крупных организациях, работающих в сфере здравоохранения, производства и конструирования. Эффективные органы управления информацией появляются в первую очередь на этих предприятиях. Здесь же прививается культура принятия решений на основе анализа событий и появляются аналитики, имеющие доступ к данным, осуществляющие контроль за ними и располагающие дополнительными инструментами анализа.
Наиболее передовые компании эффективно используют доступные им ценные ресурсы, и это становится частью их культуры. В такую категорию, как правило, попадают организации средней величины, которые не обременены тяжелым наследием и действуют в отраслях, не подвергаемых тщательному регулированию. Вместе с тем в элите данных могут оказаться и не столь гибкие изначально компании — если им повезло с сильным руководством, организацией сквозного управления информацией и наличием подразделений, которые занимаются данными, не имея при этом отношения к ИТ-службе.