Компания HP последние годы активно развивает сетевое направление, заявляя себя не просто поставщиком надежных решений, но и разработчиком прорывных технологий. О реализации программно-конфигурируемых сетей (Software-Defined Networking, SDN), концепции WYOD и других тенденциях сетевого рынка рассказывает Александр Столяров, директор департамента сетевых технологий HP Россия.
Александр Столяров: «Уже сегодня у нас есть несколько российских заказчиков, которые обсуждают пилотные проекты с SDN» |
- Что НР предлагает в области SDN?
У HP есть готовый портфель решений для построения SDN Ready сетей передачи данных. Практически вся линейка наших коммутаторов и маршрутизаторов поддерживает протокол OpenFlow и может работать как в традиционных сетях, когда управление сетевым трафиком реализуется на каждом устройстве, так и в программно-конфигурируемых сетях под управлением программного контроллера HP, который компания представила на рынок в декабре 2013 года. Контроллер может быть развернут на обычном сервере, если необходим мониторинг небольшой сети, или на кластере для управления распределенной сетевой инфраструктурой.
- Насколько востребованы решения SDN в мире и в России?
Мы ожидаем, что в Европе и США массовое внедрение SDN начнется в 2016 году. По прогнозам, к этому времени объем мирового рынка SDN превысит 2 млрд долл. В США уже идет целый ряд пилотных проектов по реализации SDN на технологиях HP; некоторые из них публичны.
В России, по моим оценкам, активный интерес к программно-конфигурируемым сетям начнется несколько позже, но уже сегодня у HP есть несколько российских заказчиков, которые обсуждают пилотные проекты с SDN.
В России пионерами в развертывании программно-конфигурируемым сетей могут статьи такие компании, как «Яндекс», у которых достаточно ресурсов для работы с программными элементами SDN. Это непростая концепция, и если у компании есть мощный штат разработчиков, то у нее значительно больше шансов разрабатывать и адаптировать управляющее ПО под голое «железо», писать необходимые приложения, которые заставят оборудование не просто работать, но и подстраиваться под стоящие перед компанией задачи за считанные минуты, вне зависимости от количества персонала поддержки.
Не случайно компания Facebook недавно анонсировала свой первый коммутатор, полностью ориентированный на работу в программно-конфигурируемой сети. С одной стороны, компании необходимо строить серьезные ЦОД, в которых будет храниться колоссальное количество информации, и собственная разработка в области SDN позволит удешевить эти процессы. С другой, Facebook обладает огромным количеством ресурсов, которые в состоянии не только разработать такое «железо», но заставить его работать в нужном направлении. В таких компаниях, как «Яндекс» или Google, ситуация аналогичная. Разработчики приложений, которым нужно анализировать гигантские массивы информации и продавать результаты этого анализа, так или иначе будут продвигать использование SDN. И вслед за ними пойдут остальные. Можно привести пример компании Amazon, которая в конце прошлого года остановила многомиллионную сделку с Cisco, приняв решение ориентироваться на SDN. Компания в состоянии сама построить инфраструктуру, способную решать именно ее задачи, не переплачивая за множество ненужных функций, которым нашпиговано современное коммуникационное оборудование.
- Как складывается конкуренция на рынке SDN?
Сегодня, фактически, такого рынка еще нет. Как нет и четких квалификационных требований к данным технологиям, позволяющим однозначно определить минимальные компоненты законченного решения. Отдельные компании имеют свои прорывные технологии: у кого-то быстрее работает определенный протокол, кто-то может быстрее масштабировать свое решение, у кого-то интереснее система управления, кто-то уже заключил соглашение с VMware или Citrix по виртуализации и т.д. Но стандартные требования к SDN отсутствуют, и потому невозможно определить, кто является игроком номер один, кто на втором месте и т.д., хотя многие производители уже сейчас громко ставят себя на пьедестал первенства.
Это верный признак того, что конкуренция предстоит очень серьезная. SDN – новый, еще не поделенный рынок с очень интересными перспективами как для существующих, так и совершенно новых игроков на телекоммуникационном рынке. Пока никто не может сказать, удастся ли пошатнуть монополию Cisco или традиционный рынок сетевого оборудования и рынок SDN будут развиваться параллельно.
- Какие стимулы могут существовать для полноценной реализации концепции Интернета вещей и какие технологии будут для нее необходимы?
Я бы предпочел говорить о WYOD (Wear Your Own Device). На мой взгляд, это промежуточная стадия между BYOD и Интернетом вещей, с которой мы столкнемся в ближайшие несколько лет, так как заметные тенденции в этом направлении появляются уже сейчас. Сегодня на рынке представлен достаточно большой выбор носимых устройств, например, браслеты для здорового образа жизни, умные часы и прочие интересные гаджеты. Но информация, которую собирают эти устройства, предназначена исключительно для личного пользования, и способ ее получения и обработки порой не самый удобный. Во многих случаях владелец такого гаджета должен выполнить вручную определенные действия, например, ввести блюда из своего рациона, чтобы посчитать количество употребленных калорий. Однако решение этой задачи – вопрос времени. Совсем скоро носимые устройства начнут автоматически считать калории, определять давление в течение дня, температуру тела и собирать любые другие данные, связанные с здоровьем своего обладателя, его местонахождением и даже настроением.
Революция жанра и переход от новинки к повседневности ожидается совсем скоро, как только Apple выпустит свой iWatch и iOS 8, Google представит Android L, умные часы Moto 360. Ожидается, что эти и другие устройства в связке с новыми операционными системами полностью автоматизируют сбор персональной информации, и этим смогут воспользоваться компании, заинтересованные на основе ее анализа совершенствовать свои услуги, например, в сфере медицинского страхования. Страховщики могут предоставить своим клиентам такие устройства, чтобы с их помощью собирать информацию о состоянии здоровья человека, его физической активности, режиме питания и т.д. Клиент компании, ведущий здоровый образ жизни, будет иметь шанс на страховку со скидкой, а человеку с вредными привычками, употребляющему неподходящие препараты, возможно, придется заплатить больше, поскольку для него риски заболеть возрастают.
Для сбора всей этой информации потребуется огромная инфраструктура, множество распределенных ЦОД, и, в частности, SDN может очень серьезно помочь в ее развертывании, настройке и быстром апгрейде.
- Какие мобильные сетевые решения предлагает НР?
Мы активно работаем с операторами связи над воплощением технологии mobile Off load, которая позволяет разгружать голосовые сети в местах большого скопления людей (стадионы, вокзалы, торговые центры и т. д.), автоматически перенаправляя трафик по общедоступным беспроводным сетям Wi-Fi вместо традиционных мобильных сетей 3G- или 4G. Абоненты не видят разницы, а качество передачи информации возрастает в разы, что положительно отражается на лояльности клиентов телекоммуникационных компаний.
Востребованность таких решений будет расти с распространением концепции WYOD, поскольку мобильные операторы будут испытывать сложности с передачей трафика по существующим каналам. Сети 4G более приспособлены для таких задач, но и их развертывание и пропускная способность будут отставать от потребностей абонентов.
- Какие основные тенденции мирового рынка сетевого оборудования можно выделить?
Основы текущего положения дел на сетевом рынке были заложены около 30 лет назад, и перемены неизбежны. Будет ли доминировать SDN, появятся ли гибридные решения или традиционные системы и SDN будут сосуществовать – мы с вами увидим совсем скоро.
Технологии становятся все более совершенными и сложными, и возникает нехватка людских ресурсов для работы с ними. Поэтому наблюдается тенденция перехода к управлению на базе искусственного интеллекта. Мы движемся к созданию «мегамозга», способного управлять гигантским числом объединенных в сети устройств, что позволит практически полностью справиться с острой проблемой человеческого фактора. Первые решения в этом направлении НР предлагает уже сегодня.
Еще одна тенденция – конвергенция, когда ни одно из технологических направлений не может существовать без другого. Все чаще решение задач заказчиков становится возможно только на базе тесно связанных друг с другом технологий. Это означает, что все большее число компаний будут выходить на новые для себя рынки, будут происходить слияния и поглощения и заключаться все больше альянсов между компаниями в разных секторах.
- Каковы позиции HP на мировом и российском сетевых рынках?
На мировом рынке сетевых технологий мы твердо занимаем второе место с долей около 20%, в России – третье-четвертое место в зависимости от технологии. Мы уверенно чувствуем себя здесь, появляется много новых интересных заказчиков, развивается партнерская программа.
Несмотря на то что российский сетевой рынок находится сегодня в очень непростом положении, у сетевого бренда HP хорошие перспективы. Это определяется и тем, что НР – известный бренд с высокой репутацией на мировом и российском рынках. НР не делает ставку только на традиционный подход к построению сетей передачи данных, стараясь смотреть на мир не с точки зрения существующей инсталляционной базы, а с точки зрения тенденций технологического развития.