В 2020 году объем рынка публичных облачных сервисов в России, по предварительным оценкам IDC, превысил отметку в 1 млрд долларов. Лучшую динамику продемонстрировал сегмент платформенных сервисов (PaaS), что свидетельствует о зрелости российского рынка, считают аналитики. В дальнейшем его эволюцию во многом будут определять поставщики, способные предоставить развитую экосистему платформенных решений.
IDC в России заявляет о выпуске отчета IDC MarketScape Russia’s Public Cloud Infrastructure as a Service, который станет аналогом глобальной версии ежегодного отчета, заявил руководитель исследований рынка облачных сервисов IDC Россия/СНГ Дмитрий Гаврилов. Как подчеркнули в агентстве, методология IDC MarketScape позволяет дать формализованную оценку технологического и функционального развития провайдеров облачных сервисов. IDC учитывает разнообразие портфеля, надежность и безотказность работы, ценообразование, удовлетворенность клиентов, размер и рост доходов и другие факторы. В России появился целый ряд поставщиков, которые отвечают требованиям методологии, для того, чтобы быть включенными в исследование.
Инфраструктура публичного облака все чаще рассматривается организациями как основа для инициатив цифровой трансформации и модернизации ИТ. Об этом свидетельствует рост расходов на публичные облака и, в частности, на инфраструктурные и платформенные услуги. Высокий интерес к отечественным облачным решениям проявляют не только российские компании, но и нерезиденты. Именно это послужило причиной запуска нового для локального рынка исследования.
В 2020 году российский бизнес пересмотрел свое отношение к облачным технологиям. Крупные компании стали развивать собственные облачные стратегии, воспринимая облака не только как инфраструктуру, но и как платформу с готовыми инструментами для более простой и быстрой трансформации ключевых бизнес-процессов.
Важным показателем зрелости российского рынка является значительный рост спроса на сервисы PaaS. Ряд местных поставщиков стали предоставлять глубоко проработанные платформенные решения, не уступающие сервисам глобальных игроков, отметили в IDC; одновременно с этим, заказчики стали лучше разбираться в особенностях и преимуществах облачного подхода, они расширяют использование облачных сервисов для решения разных задач.
Рост интереса бизнеса к облачным PaaS-сервисам подтверждают и в Mail.ru Cloud Solutions. В 2020 году выручка MCS по этому направлению увеличилась на 240%, средний объем потребления услуги (ARPPU) вырос на 79%. Пандемия дала толчок развитию российского облачного рынка; спешный переход на удаленную работу и смещение фокуса на онлайн-каналы продаж и обслуживания клиентов, привели бизнес в облака, которые позволили создать инфраструктуру, готовую подстроиться под любые нагрузки, получить инструменты для масштабирования приложений, быстрой разработки и выкатки цифровых продуктов и их обновлений. Особенно спрос на облачные решения заметен со стороны крупных корпоративных клиентов.
Кроме функционального развития сервисов ведущие поставщики пересматривают модели продаж. По данным обзора IDC Cloud Services in Russia: Channel Dynamics, выпущенного в конце 2020 года, 56% опрошенных поставщиков IaaS-сервисов и 44% поставщиков PaaS-сервисов заявили, что планируют увеличить инвестиции в развитие инструментов онлайн-взаимодействия и портала самообслуживания как одного из основных каналов продаж.
Успех развития российского рынка облачных сервисов во многом зависит от уровня автоматизации всего жизненного цикла предоставляемых из облака сервисов. Такой подход минимизирует участие людей в процессе предоставления облачных сервисов, что не только положительно сказывается на развитии онлайн-взаимодействия, но и закладывает основу для развития всей экосистемы поставщика, подчеркнули в IDC.