Российские компании — лидеры в области искусственного уступают мировым конкурентам по количеству научных публикаций, пишет РБК со ссылкой на альманах «Искусственный интеллект. Обработка естественного языка, распознавание и синтез речи». Альманах подготовил Центр национальной технологической инициативы на базе Московского физико-технического института (МФТИ). Мировые компании активно публикуются, что создает активный обмен информацией и способствует росту каждого исследователя, пишут авторы альманаха. В отличие от них, российские компании практически не публикуются. Это не означает, что сейчас они отстают по уровню развития, но в перспективе закрытость все же приведет к отставанию, считают исследователи.
Центр ссылается на данные Microsoft Academic, согласно которым на начало августа у ABBYY было 58 публикаций по теме исследований в области ИИ, у «Яндекса» — 20, у Mail.Ru Group — одна, а у Сбербанка — ни одной. Также, по данным Microsoft Academic, с начала 2019 года по теме искусственного интеллекта всего было сделано 165,09 тыс. публикаций: наибольшее число приходилось на Китайскую академию наук (36,6 тыс. публикаций), а среди компаний — на IBM (5,022 тыс.), Microsoft (2,658 тыс.) и Google (2,466 тыс.).
В ABBYY рассказали, что на число публикаций влияет множество факторов. Так, большинство исследователей в указанных в альманахе компаниях – сотрудники различных международных вузов, которые начали публиковать свои работы с момента основания этих компаний. В России этот процесс начался только в начале 2000-х.
В департаменте анализа данных и искусственного интеллекта НИУ ВШЭ согласны, что академическое развитие, пусть не напрямую и не сразу, сильно влияет на развитие всей научно-промышленной экосистемы и дает преимущества в долгосрочной перспективе: результаты академических публикаций перетекают в бизнес-проекты и стартапы.