Как надо лечиться, горазд рассказывать каждый. Обывательские представления о медицине – дело житейское. Но у всякого человека, всерьёз обратившегося к врачу, обычно хватает внутренней культуры не навязывать ему эти свои представления. Врача могут учить только другие врачи. Так было до сих пор. Но что-то сдвинулось, когда появились новые факторы развития медицины – современные информационные технологии и рыночные отношения.
Как только информационные технологии позволили получать детальную информацию о затратах на лечение больного, страховщики присвоили себе право контролировать правильность работы врача и решать, за что надо платить, а за что – нет. Иными словами, они стали внедрять в медицину свои о ней представления. Учить врачей на свой лад самым неотвратимым средством – рублём.
Что же это за представления? Во-первых, налицо предельно упрощённые причинно-следственные отношения между диагнозом и лечением, абстрагированные от великого множества индивидуальных вариантов и от понятия «течение болезни». Во-вторых, игнорирование того факта, что существует разнообразие конкурирующих между собою или дополняющих друг друга методов обследования и лечения. В-третьих, игнорирование таких понятий, как исход лечения и демографические показатели. Последнее немыслимо для врачей и удивительно вообще для людей, не участвующих в рыночных отношениях. Но не для тех, кто в рынке. Там важен не исход, а оплаченные или не оплаченные деньгами затраты.
Так появился и вышел на первый план термин «медицинская услуга». А заодно и представление о медицинской помощи как о сфере услуг. А затем и термин «управление качеством» медицинской помощи: услуги должны быть качественными, а уж какое отношение они имеют к результатам, это плательщика не заботит. Сфера услуг регулируется спросом и предложением, а вовсе не результатами. Это раскрепощает тех, кто хочет создать спрос на препарат, аппарат или ИТ вне зависимости от их эффективности.
Раз не интересует результат, неинтересна и специфика медицинской деятельности. Зачем учитывать, что врач взаимодействует с другими врачами и структурами учреждения? Зачем знать, что он постоянно работает в условиях высокой неопределенности (диагноз всегда относителен; прогноз всегда под вопросом; окажется ли обследование успешным, а лечение эффективным, неизвестно; будут ли необходимые ресурсы, не помешает ли сам пациент, что скажут консультанты и проч.)? Зачем этой неопределённостью заниматься, изучать её роль, способы её снижения, затраты на неё? Окажите услугу по нашим правилам, получите деньги и до свидания.
Одновременно такой ясный, такой простой взгляд на вещи – как раз то, что нужно чиновнику. Можно, не обладая знаниями, «обоснованно» вмешиваться: приходить с проверками, вводить «мониторинги», усложнять и усложнять отчёты, докладывать о большой проделанной работе. Всё это вне зависимости от исходов. Всё без учёта сложных взаимозависимостей внутри ЛПУ и связанных с ними информационных проблем, без сравнения врачей и учреждений, без медицинской науки, на которой врачи воспитываются со студенческой скамьи, и без того опыта, который им передают предшественники. Оставим былые сложности – всё уложим в стандарты
И уж конечно, эта простота и ясность открывает легкие пути для разработчиков информационных технологий, тем более, что сами врачи, как правило, затрудняются представить свою профессию так, чтобы в неё сразу мог вникнуть программист. А тут всё понятно сразу. Добавьте ещё освобождение врача от «рутины», от «писанины» - и вот МИС стали благом. Только вместе с этим благом в повседневную деятельность самих врачей, в их сознание внедряются опошленные представления о том, с какими целями и как надо работать, что именно ценится в их деятельности. Современные информационные технологии – сила, способная менять представления человека о мире, внушать то, что в неё вложено. Вложенное раз будет сказываться постоянно. Если вложено уродство, оно будет уродовать.
Так врача, не спросив, стали учить медицине страховщик, чиновник и не вникший в медицину программист. Виноваты врачи, не сумевшие противостоять неправомерному вмешательству в свою профессию. Виноваты и те страховщики, чиновники и программисты, которые, не ведая, что творят, ищут себе лёгких путей.
Рублём, администрированием и информационными технологиями надо не учить врачей медицине, а помогать им успешно использовать ту гигантскую информацию, которая является содержанием их деятельности. В той мере, в какой вникли - совершенствуйте. Там, где не вникли - остерегитесь. Прежде всего не навреди!