Вчера, 27 мая 2015 г., состоялось, не побоюсь этого слова, знаковое событие: Министерство здравоохранения первый раз в своей истории провело коллегию, целиком посвященную вопросам информатизации медицины. Мероприятие возглавляла Министр здравоохранения В.И. Скворцова. В его работе со стороны федеральных органов власти приняли участие замминистра здравоохранения Н.А. Хорова, замминистра связи и массовых коммуникаций О.Б. Пак, председатель ФФОМС Н.Н. Стадченко, руководитель Росздравнадзора М.А. Мурашко и директор департамента информатизации и связи Минздрава Е.Л. Бойко. Со стороны регионов было если не 100%, то подавляющее большинство руководителей, курирующих вопросы информатизации здравоохранения – главы МИАЦ, руководители ОУЗ и т.д. Вобщем, по составу участников это было очень представительное совещание.
В приветственном слове Н.А. Хорова повторила в целом уже достаточно хорошо известные слова о том, что информатизации уделяется важное внимание, и что на сегодня Минздрав рассматривает информационные технологии как один из инструментов повышения качества и доступности медицинской помощи, эффективности управления и расхода средств, выделяемых на здравоохранение.
В выступлении Е.Л. Бойко еще раз было пояснено, как именно представляет себе сейчас ЕГИСЗ Минздрав: как систему, развивающуюся в трех базовых направлениях:
1. Повышение эффективности управления на основе информационных сервисов, автоматизации и повышении качества сбора статистики, причем как федерального уровня (на основе, соответственно, федеральных сервисов ЕГИСЗ), так и регионального (для этого в каждом субъекте РФ должна быть создана региональная МИС, получающая необходимые первичные данные из МИС МО).
2. Повышение эффективности работы практического звена здравоохранения (врачей, медсестер) путем внедрения МИС медицинской организации и автоматизации работы медицинских работников, включая ведение электронной медицинской карты
3. Предоставление и развитие удобных и полезных сервисов для пациентов, таких как запись к врачу через Интернет и т.д., которые должны быть направлены на вовлечение граждан в заботу о собственном здоровье и повышение удобства и доступности медицинской помощи.
Как один из элементов регуляции процессов развития ЕГИСЗ главой департамента была представлена «Дорожная карта», в которой предусмотрены различие показатели и мероприятия, которые необходимо выполнить всем участникам проекта в период 2015-2018 гг. Все положения Дорожной карты разделяются по сегментам (федеральному и региональным), а также по четырем основным направлениям: нормативно-правовое регулирование, организационные мероприятия, инфраструктурное обеспечение и внедрение прикладных сервисов и компонентов. Было отмечено, что такое разделение предусмотрено именно с целью синхронизации региональных программ информатизации между собой, а также с целью гармонизации: чтобы не получилось так, что в отдельных субъектах работы по ЕГИСЗ шли по одному только виду работ – например, только развитие инфраструктуры или только нормативно-правовая деятельность. Показатели, предусмотренные по каждому направлению работы, будут теперь постоянно мониторироваться департаментом и результаты этого мониторинга планируется отслеживать и сравнивать между собой через «Портал информационного взаимодействия участников ЕГИСЗ» (http://www.gosbook.ru/node/90037). Об этом портале также было сказано несколько слов - что это за система, для чего предназначена и какие возможности предусмотрены на данном этапе. ДИТ предложил регионам активно начинать пользоваться этим инструментом. Также были подведены итоги интеграции региональных сервисов ЕГИС с федеральными системами (ИЭМК, ФЭР).
Далее слово предоставили нам с Т.В. Зарубиной как представителям Экспертного совета Минздрава. Наша задача была представить в сжатом виде результаты выполнения поручения министра здравоохранения по разработке «Типовых требований» к медицинским информационным системам, которое она дала после совещания с разработчиками МИС 23 января 2015 г. (http://www.gosbook.ru/node/88924). В итоге Татьяна Васильевна рассказала участникам коллегии о том, как была организована работа, как была создана специальная рабочая группа, какие наработки, уже имевшиеся на тот момент, были использованы и как прошла стадия общественного обсуждения и согласования документа. Далее были коротко обозначены основные разделы документа и наиболее важные акценты, на которые в нем хотелось обратить внимание.
После этого слово предоставили представителям регионов. Было заслушано 8 докладов, в которых рассматривались самые разные аспекты развития региональных сегментов ЕГИСЗ: начиная от нормативно-правовой и подготовительной работы, опыту массового обучения и заканчивая конкретными успешными примерами реализации различных сервисов, например – скорой медицинской помощи (М.И. Дегтерева, Владимирский МИАЦ), сервиса лекарственного обеспечения (Н.В. Пьянова, Новосибирская область), записи к врачу через Интернет (А.Ю. Вафин, Татарстан) и т.д. По ходу выступлений представители Минздрава комментировали их, обращая внимание на какие-то важные нюансы, и нередко открыто хваля представленные регионы за ту работу и те результаты, которых им удалось достигнуть, и призывая остальные субъекты активно использовать этот опыт в своей работе.
Вообще, на этом моменте хотелось бы сделать отступление. То, что Минздрав решил провести (и, как я понял слова В.И. Скворцовой при подведении итогов, явно намерен это продолжать делать и дальше) специальное крупное совещание исключительно по информатизации, куда пригласил все регионы и при этом – организовал все так, что было столько конкретных и практических докладов (само совещание, замечу, заняло без малого 3 часа!!!) – явно не случайно и имеет сразу несколько целей. Во-первых, этим мероприятием регулятор отчетливо дает понять, что информатизация – это такое же важное и контролируемое им направление работы, как и все некоторые другие, такие как, скажем, вопросы эффективности организации, диспансеризация или, например, смертность. Во-вторых, то что были приглашены определенные регионы и им было поручено доложить свои результаты – явно свидетельствует о некой попытке создать конкуренцию между субъектами, вынудить их ставить и достигать конкретные задачи с понятным и проверяем эффектом. Да, на совещании не стали явно упоминать слабые регионы, но мне показалось, намек на то что и такое на за горами тоже прозвучал. Т.е. имеет место классический подход «кнута и пряника». Более того, у меня создалось ощущение, что даже выбранная тематика была не случайной. Создалось ощущение, что доклады сразу по нескольким ключевым направлениям как бы сами свидетельствовали о том, что раз какой-то субъект смог, к примеру, очень эффективно и интересно решить задачу тестирования, обучения и подготовки медицинского персонала к использованию информационных систем, значит и другие это могут. Другими словами, после таких докладов говорить министру о том, что обучение МИСам – это так трудно, что у нас сплошь одни бабушки в поликлиниках работают и как их вообще можно хоть чему-то обучить – уже было бы не совсем уместно, т.к. тут же последовало бы резонное возражение о том, что почему тогда у кого-то это не просто получилось, а получилось весьма изобретательно и, похоже, добротно? Т.е. другими словами, министерство как бы намекнуло, что «ребята, мы за вами глаз да глаз» и при этом одним выстрелом еще и второго зайца попыталось зацепить, дав понять что те базовые сервисы и направления работы, которые в настоящее время требуются в той же «Дорожной карте», уже успешно реализуются и рассуждения о том, что это нереально или неэффективно не будут восприниматься всерьез просто по той причине, что выступления руководителей регионов доказывают обратное. Можно, конечно, на это возразить, что рапортовать о небывалых достижениях - это одно, а иметь их в реальности – это иногда несколько другое. Но и тут мне показалось, что явно сомнительных перегибов с разного рода показателями было не так много, как раньше. Да и министр, комментируя доклад, дала понять, что если уж совсем все хорошо рассказывать, то мы к вам и приедем на месте все посмотреть и другим показать. Так, например, получилось с действительно интересным сообщением Тюмени об обучающем центре, после которого В.И. Скворцова тут же «взяла быка за рога» и сказала, что неплохо бы следующую коллегию провести там и все самим на месте посмотреть, и поделится этим опытом с другими регионами. В такой ситуации десять раз подумаешь, что говорить и какие результаты показывать, дабы потом не оказаться в глупом положении.
В конце было небольшое выступление главы Росздравнадзора, который обратил внимание на то, что информатизацию нужно проводить не только выполняя какие-то конкретные мероприятия или внедряя определенные системы, но нужно при этом делать это так, чтобы внедряемые сервисы имели реальное использование (а не числились в бумажных отчетах), чтобы модернизация систем проводилась грамотно и осторожно, не обрушивая выстроенные процессы системы здравоохранения. Отдельно было заострено внимание на недопущении волны жалоб и недовольства населения из-за непродуманных или некачественно работающих сервисов – за этим данное ведомство следит и проводит регулярные проверки на местах.
Глава ФФОМС Н.Н. Стадченко напомнила о необходимости завершить к 5 июня работу по регистрации и учету прикрепления населения, так как далее эти сведения будут активно использоваться в мониторинге определенных показателей работы системы здравоохранения.
Подводя итоги, В.И. Скворцова еще раз обратила внимание на важность и реальную эффективности информатизации, рассмотрела смертность как ключевой показатель эффективности работы организаторов здравоохранения. Было отмечено, что в стране есть как успешные примеры такой работы, когда регионы добиваются реального снижения показателей смертности, так и увы, их ухудшения, что было отмечено в семи субъектах РФ. В связи с этим Минздрав планирует ввести мониторинг эффективности работы участковых врачей, данные по приписному населению которых как раз собирает ФФОМС. Было рассказано, что планируется теперь постоянно мониторировать по каждому участковому врачу два показателя – количество смертей на участке и количество вызовов скорой помощи. Вот для такого рода задач и нужен быстрый и надежный инструмент – современные медицинские информационные системы, которые бы могли осуществлять сбор и мониторинг таких показателей, помогая организаторам здравоохранения отслеживать критические отклонения и вовремя реагировать на них, основывая свои решения на аналитике и достоверных данных из электронных систем.
В конце совещания Министр уточнила у собравшихся – всем ли все было понятно в части представленных «Требований к медицинским информационным системам», а также озвучила ряд поручений:
- Обеспечить реализацию плана мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой»
- Учесть опыт Тюменской области в организации процесса обучения медицинского персонала
- Завершить интеграцию региональных сегментов ЕГИСЗ с федеральными сервисам до 1 сентября 2015 г.
- Обеспечить внедрение систем льготного лекарственного обеспечения в субъектах РФ в срок до 1 октября 2015 г.
- Обеспечить внедрение систем диспетчеризации санитарного автотранспорта в срок до 31 декабря 2015 г.