Сегодня слово «цифровизация» звучит практически из каждого угла, определяя одну из главных тенденций в развитии практически всех отраслей человеческой деятельности. Общественное здравоохранение 21 века все больше зависит от цифровых технологий: это машинное обучение в диагностике, мобильные приложения, сбор больших данных (big data) о здоровье и публикации по этой теме обсервационных эпидемиологических исследований, а также многое другое.
В том числе благодаря современным технологиям, ведущим фармакологическим компаниям и исследовательским институтам удалось создать вакцины против новой пандемической инфекции в кратчайшие сроки. Однако интеграция новых технологических решений в клиническую практику совершается куда более низкими темпами – это видно и на примере проблем с вакцинацией против коронавирусной инфекции, и в других областях.
Одной из медицинских специальностей, где делаются большие ставки на цифровизацию, является психиатрия. Это логично: количество данных о психическом здоровье растет экспоненциально, при этом получение этой информации осуществляется вполне доступными инструментами – например, с помощью тех же мобильных приложений и машинного обучения. В то же время включение технологий в реальную клиническую практику в психиатрии может оказаться куда сложнее, чем выглядит на первый взгляд. Одним из таких примеров является использование инструментов по предотвращению суицидов Национальной службой здравоохранения Великобритании и то, насколько эта система оказалась неработоспособной в реальных условиях.
Отдельный вопрос, как равномерно распределить те выгоды, которые предоставляют новые технологии. На примере дистанционного школьного обучения в период самоизоляции стало очевидно, что не все семьи имеют одинаковый доступ даже к уже, казалось бы, базовым вещам – электронным устройствам и высокоскоростному интернету. Это коснулось школьников даже в самых богатых городах мира, таких как Нью-Йорк.
В предисловии редакторов к последнему номеру журнала The Lancet Psychiatry авторы вспоминают, как 2 года назад прочили большое будущее медицинским данным о психическом здоровье – и в первую очередь потому, как легко специалисты будут получать заветную информацию. Но в то же время оказалось, что кража и последующая продажа таких данных не менее простая задача и для злоумышленников. Ввиду этих рисков, а также остающейся проблеме стигматизации психических болезней, цифровизация психиатрии идет не с такой желаемой скоростью. Нарушение конфиденциальности получаемых данных сильно влияет на кооперацию в проектах с big data. Значит ли это, что прежде, чем вводить в использование новую технологию, требуется ее всесторонний и пытливый анализ на безопасность – не только «физическую», но и социальную?
Конечно, эти вопросы касаются не только цифровизации психиатрии. Все звенья здравоохранения и все медицинские специальности должны внимательно относится к указанным проблемам – сложности интеграции теоретических решений в реальную клиническую практику, социальному неравенству, вопросам безопасности новых технологий и их ненадлежащего использования. Но в то же время трудности перед применением новых технологий не должны пугать, ведь в конечном счете остановить технический прогресс невозможно.