Сергей Морозов: «В разработке начинайте с проблемы, а не с технических возможностей» Фото: Консэф |
В этот раз на конгрессе «ИТ в медицине», проводимом «Консэф» с участием Минздрава РФ, почти не говорили о достижениях в построении Единой государственной информационной системы здравоохранения. Главные победы 2017 года одержаны на нормативном фронте: долго разрабатывавшиеся поправки в федеральное законодательство о применении ИТ в здравоохранении наконец приняты. «Мы считаем, что, с одной стороны, закон достаточно строгий, а с другой – он дает широкие перспективы», – сказала Елена Бойко, директор департамента ИТ и связи Минздрава РФ.
Формально легализовано использование ЕГИСЗ, телемедицины, электронных рецептов и электронных листков нетрудоспособности. К концу года Минздрав должен подготовить пакет подзаконных актов, которые определят, как именно будут регулироваться такие процессы.
Требования, касающиеся медицинских информационных систем, распространятся на медучреждения всех форм собственности, а не только на государственные организации. Как сообщила Бойко, коммерческие клиники начнут обязательно подключать к ЕГИСЗ с 2019 года, чтобы собирать полную информацию о ресурсах, имеющихся в сфере здравоохранения. А цифровые посредники во взаимодействии между медицинской организацией и пациентом должны будут подключаться к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Проект документа, регламентирующего порядок оказания телемедицинской помощи, уже разработан и ждет экспертного обсуждения. Согласно новому закону, даже устная консультация врача является медицинским вмешательством, а значит, каждый раз требует идентификации пациента и его информированного согласия на такое вмешательство. До конца года Минздраву предстоит определить разницу между обычными советами и медицинскими консультациями и отразить ее в порядке оказания телемедицинской помощи. А регионам в течение 2018 года необходимо определиться с тарификацией телемедицинских услуг.
Телемедицина, а также возможности искусственного интеллекта стали наиболее яркими фокусами конгресса.
На чужих ошибках
В Москве уже успели накопить изрядный опыт по части развития одного из компонентов телемедицины – телерадиологии. Качество лучевой диагностики повышают с помощью системы телеаудита, предусматривающей выборочный контроль экспертами анонимизированных рентгенорадиологических исследований, которые автоматически собираются с цифрового оборудования в поликлиниках в единую радиологическую информационную систему. Благодаря такому контролю примерно в 10% исследований выявляются клинически значимые расхождения в заключениях врача поликлиники и эксперта Научно-практического центра медицинской радиологии. Врачам, у которых расхождения обнаруживают систематически, предлагается пройти дистанционное обучение. При этом в системе видно, как растет доля правильных заключений после прохождения подготовки. Сведения о найденных ошибках попадают в учебные программы и далее разбираются на вебинарах. Кроме того, результаты телеаудита передаются аттестационной комиссии. «Наша задача — замкнуть в единый цикл оценку специалистов, обучение, аттестацию и дальнейшую поддержку на рабочем месте», – говорит Сергей Морозов, директор центра. В следующем году он рассчитывает включить в систему и стационары.
Через телеаудит также пропускают КТ-исследования, полученные в ходе пилотного проекта по скринингу рака легких. В 10 тыс. таких исследований патологические находки были маркированы и расставлены теги, чтобы в дальнейшем использовать эти данные при разработке системы компьютерного зрения, которая будет помогать рентгенологу находить очаги на снимках.
Потенциально cтепень автоматизации работы рентгенлаборантов может достигать 60%, врачей-рентгенологов – 25-30%, хотя медики к этому пока не очень готовы. Тем не менее скриниговые программы, по словам Морозова, являются мощным стимулом спроса на автоматизированные решения и алгоритмы компьютерного анализа изображений. «Начинайте в разработке с проблемы, а не с технических возможностей», – рекомендует он.
Соблюдение этой последовательности до сих пор является камнем преткновения на пути информатизации отрасли. «Медики редко приходят с проблемами, чаще мы предлагаем им аппарат для решения задач», – констатировал Борис Кобринский, завлабораторией систем поддержки принятия клинических решений Института современных ИТ в медицине.
В то же время там, где проблема четко осознается врачами, нередко удается справиться с ней уже имеющимися ресурсами. Так, в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева проблему необоснованных направлений на госпитализацию решают с помощью телеконсультаций. Как рассказала Анна Иванова, заместитель главврача НМИЦ ДГОИ, достаточно часто лечение можно осуществить на месте, однако родители давят на региональных врачей, настаивая на госпитализации в федеральный центр. В результате работы с родителями, проведенной в процессе 3 тыс. телеконсультаций, в центр в прошлом году приехали 1,7 тыс. пациентов, остальные остались лечиться дома. А в первом полугодии 2017 года оставшихся дома уже половина.
Что же касается ЕГИСЗ, то она до сих пор далека от медицины как таковой. «Нас часто упрекают, что мы никак не дойдем до клинической составляющей, – говорит Татьяна Зарубина, замдиректора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения. – Но в этом году наметились подвижки, которые должны обеспечить управление и медицинскими службами». В Воронежской, Московской, Ленинградской, Тверской и ряде других областей реализуется межведомственный пилотный проект, который в перспективе должен повлечь за собой появление в составе ЕГИСЗ модуля для управления медицинской реабилитацией на региональном уровне.