Зубная щетка Philips FlexCare Platinum Connected — не просто приспособление для гигиены полости рта, это устройство Интернета вещей. Датчики определяют местонахождение, измеряют силу нажима и регистрируют перемещения щетки, работающей с частотой 31 тыс. вибраций в минуту. Данные передаются по Bluetooth мобильному приложению, которое анализирует охват полости рта при чистке, указывая области, которым нужны «последние штрихи» или дополнительное внимание. Есть также возможность отправить месячную историю использования щетки зубному врачу, чтобы он был в курсе, насколько качественно вы чистите зубы.
Данные для приложения щетки, как и для других подключенных устройств Philips, обрабатываются в облаке Amazon Web Services. В Philips стремятся быть на переднем крае эпохи Интернета вещей, предоставляя потребителям и коммерческим заказчикам доступ к информации, благодаря которой люди смогут тщательнее следить за своим здоровьем, а машины — работать лучше.
В Philips не хотят упускать расцветающий рынок Интернета вещей, который, по оценкам аналитиков IHS, в 2015 году насчитывал 15,4 млрд соединенных устройств, а к 2020-му должен вырасти вдвое. В IDC, в свою очередь, оценивают объем рынка Интернета вещей за прошлый год в 737 млн долл. и предсказывают, что благодаря среднегодовому росту на 15,6% к 2020 году он вырастет до 1,29 трлн долл.
Коммуникативно-цифровые функции щетки FlexCare разработаны в подразделении Philips, отвечающем за цифровую платформу HealthSuite, возглавляет которое вице-президент и генеральный менеджер Дейл Виггинс. «HealthSuite — ключевой элемент нашей работы на благо здравоохранения, — говорит он. — Соединяя с сетями различные устройства и пользовательские интерфейсы, применяемые в больничной и домашней среде, мы можем предоставлять больше данных, приносящих пользу заказчикам».
Еще одна масштабная инициатива Philips — наладить обмен информацией с поставляемым компанией диагностическим оборудованием, в частности с аппаратами МРТ. Основной целью здесь является снижение затрат на ремонтно-техническое обслуживание.
Аппараты МРТ сохраняют данные о своей работоспособности, состоянии различных компонентов и возникающих ошибках. Раньше специально обученный специалист должен был регулярно проводить технический осмотр аппарата, считывать журналы операций и планировать ремонтные работы, заказывая необходимые комплектующие для замены.
Подключенные аппараты Philips защищенно загружают журналы операций в облако Интернета вещей, работающее на платформе AWS. Теперь машина, пользуясь облачными вычислительными ресурсами, может самостоятельно провести анализ своего состояния и спрогнозировать сроки износа движущихся частей. Philips собирает данные сразу со многих аппаратов, установленных в различных учреждениях. Когда какая-то из машин отчитывается о проблеме, в компании могут отследить предупреждающие сигналы, которые предшествовали сбою, и настроить выдачу уведомлений при их появлении в других машинах. Вместо регулярного посещения больниц для инспекции аппаратов специалисты могут приходить только тогда, когда это действительно нужно, благодаря чему повышается продуктивность их работы и снижаются затраты заказчика.
«Информация извлекается из аппаратов гораздо быстрее, а аналитические алгоритмы, обрабатывая ее, предоставляют сведения, дающие основания для действий», — поясняет Виггинс.
К облаку AWS подключена большая часть систем обработки данных для аппаратов МРТ. Журналы операций ведутся в обычном режиме, но более новые машины и доработанные старые оснащены средствами защищенной передачи данных в AWS.
С помощью платформы бессерверных вычислений AWS Lambda данные упорядочиваются и анализируются. Прогнозные алгоритмы и аналитические инструменты ведут мониторинг работоспособности, выявляют закономерности и формируют отчеты об аномалиях.
По словам Виггинса, в Philips пользуются несколькими сервисами AWS, в том числе платформой Интернета вещей, задействуют примерно 10 тыс. виртуальных машин Elastic Compute Cloud и экземпляры различных СУБД. Для выдачи уведомлений используется сервис Amazon CloudWatch, для автоматического планирования и выполнения заданий — Cloud Formation. В Philips перенесли медицинские снимки общим объемом 19 Пбайт из локальных аппаратных систем хранения в облако, частью путем физической транспортировки на грузовиках Amazon Snowball. Теперь изображения размещены в облачных базах данных, в горизонтально масштабируемой платформе Amazon Simple Storage Service и в Glacier, сервисе для хранения данных редкого доступа. Вся информация шифруется в Philips, ключи есть только у компании.
«Это высококонкурентный рынок, — признает Виггинс. — Чтобы держаться на переднем крае, нам необходимо обучать сотрудников и нанимать новых специалистов, предлагая им соответствующее вознаграждение. По решению руководства новое направление деятельности Philips должно стать одним из главных. Из компании, занимавшейся в основном поставками оборудования, мы превращаемся в производителя медицинской техники, ориентирующегося на улучшение обслуживания с помощью цифровых сервисов. Большую роль в этом играют технологии обмена информации с облаком, освоение которых заставляет нас меняться буквально на ходу».