Роман Солоненко: «Заказчики надеются с внедрением ЛИС получить глубоко развитый медицинский функционал». |
Четыре года назад компания InterSystems начала развивать в России направление лабораторных информационных систем. К настоящему времени в числе ее заказчиков есть и государственные, и коммерческие лаборатории, а также крупные медицинские центры. О том, чего ждут заказчики от современной ЛИС, Computerworld Россия/MedIT рассказал Роман Солоненко, специалист по медицинским информационным системам корпорации InterSystems.
Что собой представляет российский рынок лабораторных информационных систем?
На этом рынке действуют несколько основных типов игроков. Во-первых, это ИТ-подразделения поставщиков медицинской техники, для которых ЛИС — побочный бизнес, позволяющий участвовать в тендерах и поставлять лабораторное оборудование в комплексе с программным обеспечением (решение «под ключ»). Второй тип — специализированные российские ИТ-компании, занимающиеся исключительно разработкой, внедрением и обслуживанием ЛИС. Как правило, это небольшие компании со штатом сотрудников порядка 20 человек. Третий тип — российские компании, продвигающие в России решения иностранных производителей.
InterSystems — единственный на сегодня представитель четвертого типа, крупная западная ИТ-компания, самостоятельно разрабатывающая, поставляющая, внедряющая и обслуживающая ЛИС в России. Подобное уникальное положение на рынке обеспечивает нам серьезные конкурентные преимущества.
Первое такое преимущество — определенная независимость, предоставляемая клиентам. Мы не продаем медицинские приборы, не предлагаем расходные материалы, реагенты и т. д., в отличие от поставщиков медтехники, стремящихся тем самым завоевать заказчиков. Для многих лабораторий, особенно коммерческих, очень важна независимость от поставщика лабораторных анализаторов, чтобы спокойно покупать у разных производителей приборы, которые одинаково просто будут интегрироваться с ЛИС.
Второй момент: наша компания является крупной и стабильной, это дает заказчику уверенность в том, что он не потеряет через год-два команду, обслуживающую ЛИС. Лабораторный бизнес очень сильно зависит от выбранной системы, заказчики смотрят в будущее и хотят чувствовать себя уверенно, ведь ЛИС выбирается минимум на пять–семь лет.
Каково соотношение сил между разработчиками ЛИС?
Можно выделить двух-трех относительных лидеров, уже давно работающих на этом рынке и неплохо себя зарекомендовавших. К ним я отношу компании, у которых более 30 активных поддерживаемых заказчиков. Но такого разнообразия, как на рынке медицинских информационных систем (МИС), где больше ста производителей, в сегменте ЛИС нет. Разработок — максимум полтора десятка, включая «самописные» системы, работающие в одном учреждении. Масштабируемых систем — меньше десяти. Явного абсолютного лидерства в этом сегменте нет.
Крупные лаборатории уже все в какой-то степени информатизированы?
Да, но с ними дело обстоит не так, как с рынком в целом. Крупные лаборатории изначально очень серьезно подходили к выбору информационных систем, там много примеров «штучного» внедрения западных решений, адаптированных к условиям данной лаборатории своими силами и используемых в течение многих лет. Вторая важная особенность крупных лабораторий состоит в том, что два-три года назад у них началась вторая волна информатизации. Те решения, которые были хороши в начале 2000-х, сейчас уже не устраивают клиентов, не удовлетворяют современным требованиям — увеличился поток образцов, появились веб-сервисы, казавшиеся десять лет назад фантастикой. А сегодня уже представляется странным, когда в системе нет отправки результатов по электронной почте. И многие задумываются о выборе новой системы, уже подходя к этому гораздо осмысленнее, с учетом «наломанных дров».
Какие требования заказчики предъявляют к современной ЛИС?
Во-первых, очень сильно выросли потоки образцов, объемы исследований как в коммерческих, так и в государственных лабораториях. Медицина развивается высокими темпами, большая часть диагностики базируется на лабораторных анализах или подтверждается ими. Старым ЛИС не хватает производительности и определенного функционала. Семь-восемь лет назад были проекты, где ЛИС не интегрировалась с оборудованием, а использовалась как отдельная учетная система. Но, например, современный гематологический анализатор выдает 25-40 параметров в рамках одного исследования. При среднем потоке 200 пациентов в день уже физически невозможно обеспечить корректность результатов, введенных вручную.
Одно из главных требований сегодня — возможность интеграции с другими информационными системами. Если раньше допускалось внедрение обособленной ЛИС, то сейчас уровень информатизации вырос. Чтобы лаборатория могла поддерживать свою окупаемость, получать деньги за оказанные услуги и правильно их считать, лабораторная информационная система должна интегрироваться с системами ФОМС частных страховых компаний и медицинскими информационными системами.
Для коммерческих лабораторий очень важно иметь возможность интеграции с МИС как дополнительный аргумент при предложении своих услуг. Самое тонкое место в лаборатории — регистрация образцов, которые стекаются из разных учреждений, и все эти потоки надо перевести в электронный вид. Если ЛИС помогает снять эту нагрузку и с медицинской организации, и с лаборатории, то увеличивается скорость взаимодействия и в конечном итоге — скорость выдачи результатов. Это весомый дополнительный аргумент для медучреждения в пользу лаборатории. Например, для лаборатории «Бион» мы разработали универсальное интеграционное решение, которое они используют для разных своих заказчиков.
Каковы интеграционные возможности вашей системы?
ЛИС TrakCare LAB построена на технологиях InterSystems: базе данных Caché и интеграционной платформе Ensemble, а в последних версиях — на медицинской интеграционной платформе HealthShare. Интеграционная платформа — это набор интерфейсов, который позволяет легко интегрировать ЛИС с другими системами по отработанным протоколам и технологиям, не «изобретая велосипед» с каждым заказчиком заново. Это, безусловно, большое преимущество.
Сколько времени занимает интеграция?
Интеграция лабораторной информационной системы — процесс двусторонний, который зависит от взаимодействия c организацией — поставщиком медицинской системы. Основная его сложность заключается в отсутствии единого протокола обмена данными. Международный стандарт HL7 в российских МИС и при интеграции используется редко. Разнообразие МИС, множество штучных систем приводят к тому, что интеграция с каждой новой медицинской системой требует индивидуальных доработок. Интеграция с МИС — самая затратная и трудоемкая часть внедрения ЛИС, этот этап занимает от недели до месяца (с полной отработкой для конкретного заказчика).
Давайте вернемся к требованиям. Чего еще заказчики хотят от ЛИС?
Заказчики надеются с внедрением ЛИС получить глубоко развитый медицинский функционал. Из теории информатики мы знаем, что все информационные системы проходят несколько этапов развития. Сначала это «набивалка» с простой фиксацией данных, затем «помощник», который не только собирает данные, но и что-то подсказывает пользователю. И наконец, система, которая берет на себя не только рутинную работу, но и аналитические и экспертные функции, обращает внимание врача на сложные случаи.
Глубоко развитый медицинский функционал — это преимущество TrakCare LAB, которая разрабатывается с 1993 года. Отличительная черта нашей системы — встроенный в нее механизм, позволяющий настраивать любые варианты действий (правила) на любые условия (бизнес-процессы) и проверять правильность их выполнения и корреляцию результатов. TrakCare LAB не просто «говорит», что показатель в норме, но и проверяет динамику, автоматически сравнивает показатели между собой и обращает внимание врачей на обнаруженные несоответствия.
Эта функция, фактически представляющая собой задатки экспертной системы, очень востребована. Самый простой пример — отслеживание группы крови. Ошибки всегда возможны, и в данном случае самое страшное для лаборатории — выдать неправильный результат при определении группы крови. Если система автоматически отслеживает, какую группу крови этому пациенту определили в предыдущий раз, то ошибка будет ликвидирована на уровне лаборатории и не приведет к трагическим последствиям. Это серьезное подспорье в проверке результатов.
Какие еще важные особенности есть в ЛИС InterSystems?
Важных особенностей у ЛИС TrakCare Lab очень много, но для каждого конкретного проекта актуальными будут свои. TrakCare LAB используется во многих лабораториях мира, и каждое внедрение принесло в систему что-то новое, так что фактически на любой вопрос заказчика у нас в 95% случаев готов ответ. Например, у нас есть очень глубоко проработанный механизм печати результатов и отчетов. В частности, он позволяет автоматически осуществлять печать по настроенному расписанию на удаленный принтер в зависимости от каких-то условий. Эта функция используется в лабораториях при крупных стационарах с большим количеством отделений, тем самым медсестры освобождаются от необходимости бежать в лабораторию в определенное время за пачкой «своих» результатов – для каждого отделения они в нужное время печатаются на конкретный принтер внутри отделения.
Есть ли в России проекты создания централизованных региональных лабораторий?
Такой проект есть у наших партнеров СП.АРМ в Красноярском крае. Медицинская и лабораторная системы qMS внедряются в региональный ЦОД, к которому подключаются лечебные учреждения края.