Федеральный окружной суд в штате Вирджиния (США) вынес постановление, согласно которому технологический гигант обеспечил себе монопольное положение на двух рынках онлайн-рекламы: на платформах для издателей и на рекламных биржах, которые выступают посредниками между покупателями и продавцами рекламы. Решение по второму по величине антимонопольному делу века может привести к тому, что Google придется отказаться от своих рекламных продуктов или изменить методы ведения бизнеса.

Сообщается, что только в 2024 году она заработала на размещении и продажах рекламы почти 265 млрд долл. В ближайшее время компания намерена подать апелляцию. Ранее Google оказалась в центре крупнейшего антимонопольного дела и была признана монополистом в сфере интернет-поиска. Минюст США уже дал понять, что компании следует продать свой браузер Chrome. Этот вопрос будет рассматриваться в суде в ближайшие дни.

Ну решение по второму делу, судя по всему, окажет значительное влияние на рынок рекламных технологий, не говоря уже о бизнес-модели и структуре Google. Тем не менее процесс обжалования, вероятно, займет много времени, и в ближайшее время рынок скорее всего не почувствует серьезных изменений.

В процессе судебного разбирательства рассматривалась предполагаемая монополия Google на трех рекламных рынках: издателей, рекламодателей, а также на рынке, выступающем в роли связующего звена для покупателей и продавцов рекламы. Окружной судья Леони Бринкема пришла к выводу, что Google обладает монополией на двух из этих трех рынков (на рынке издателей и рынке рекламных бирж), согласившись с Google в том, что отдельного рынка онлайн-рекламы для рекламодателей не существует. Кроме того, она постановила, что приобретение Google в 2008 году рекламной платформы DoubleClick не противоречит антимонопольному законодательству.

В Google восприняли это как частичную победу, а вице-президент компании по вопросам регулирования Ли-Энн Малхолланд заявила: «Мы уже выиграли половину дела, а на вторую половину подадим апелляцию. Суд объявил, что наши рекламные инструменты и приобретения (в том числе покупка DoubleClick), не наносят ущерба свободной конкуренции. Вместе с тем мы не согласны с решением суда в части инструментов для издателей. У них есть выбор, и они отдают предпочтение Google, потому что наши рекламные инструменты просты, доступны и эффективны».

В Info-Tech Research Group отметили, что решение суда должно стать «переломным моментом» в сфере цифровой рекламы, поскольку подтверждает, что доминирование Google усиливается в том числе и незаконными методами, в частности, привязкой технологий DoubleClick DFP к Google Ad Exchange.

Дело против Google было возбуждено в 2023 году по инициативе минюста и коалиции из восьми штатов. Было заявлено, что технологический гигант укрепляет свою монополию, приобретая определенные компании и контролируя самые популярные инструменты и биржи отрасли. А поданный иск направлен на «восстановление конкуренции».

Прошлой осенью компании удалось избежать суда присяжных, ограничившись выплатойпримерно 2,3 млн долл., которые покрыли часть ущерба истцам. Google, со своей стороны, утверждает, что федеральные власти не понимают экономики рекламного рынка и просто сосредоточились на одной его узкой части – баннерной рекламе вверху и по бокам веб-страниц. Компания охарактеризовала отрасль как «высококонкурентную» и заявила, что ее доля на рынке уменьшилась, несмотря на рост доходов.