Банки трех крупнейших маркетплейсов — Озон Банк, Яндекс Банк и Вайлдберриз Банк — по итогам 2024 года выпустили 57 млн электронных кошельков и карт для своих клиентов, что больше показателя предыдущего года почти в 2,3 раза, установили в Frank RG.

Как отмечают исследователи, банки маркетплейсов растут быстрее остальных банков. Маркетплейсы при оплате их картами или кошельками предоставляют дополнительные скидки, которых нет при использовании других платежных средств. Однако банки маркетплейсов в основном открывают электронные кошельки, которые, как и карты, выполняют платежную функцию, но с них нельзя переводить деньги другим людям, а хранящиеся на них денежные средства не защищены системой страхования вкладов. При этом электронные кошельки можно открывать онлайн с упрощенной идентификацией; для ее прохождения клиентам нужно указать фамилию, имя, отчество и номер паспорта. Полная идентификация требует присутствия клиента в офисе компании для подтверждения личности. От статуса идентификации зависит функционал платежного средства и ограничения по суммам идентификации.

Также, как следует из исследования Frank RG, по итогам 2024 года число активных «карт» банков маркетплейсов достигло 17% на платежном рынке, увеличившись за год на 60%.

Осенью 2024 года в ЦБ указали, что банки трех крупнейших маркетплейсов заняли 40% на рынке электронных платежей, хотя три года назад их доля была в 20 раз меньше. Традиционные банки не раз жаловались регуляторам на нарастающую конкуренцию со стороны банков марткеплейсов.