АО «Сетевая Компания» – ключевой игрок на рынке электроэнергии Татарстана, внедрила Alpha BI в качестве замены IBM Cognos. В компании было принято решение о переходе к отечественным продуктам с одновременным усилением функциональности и клиентоориентированности аналитического решения. О реализации проекта и его результатах рассказывают Руслан Нигматуллин, начальник отдела разработки и внедрения информационных систем АО «Сетевая Компания», и Арслан Катеев, директор по развитию Alpha BI АО «Барс Груп», – номинанты на премию Data Award.
- Почему «Сетевая Компания» решилась на миграцию BI-системы? Что именно не устраивало?
Руслан Нигматуллин: Помимо стоявшей задачи импортозамещения, аналитическое решение на базе IBM Cognos имело ряд ограничений. Во-первых, оно не полностью соответствовало функциональным требованиям компании, особенно в контексте производительности и обработки больших массивов данных. Особенно это касалось данных с интеллектуальных приборов учета, устанавливаемых у потребителей Республики Татарстан.
Во-вторых, пользователи отмечали сложности в обучении аналитиков компании и дальнейшего использования платформы без участия разработчиков, что снижало эффективность работы с данными. В-третьих, зарубежное решение имело ряд критичных ограничений в части шаблонов визуализации, что является ключевым фактором для создания понятной и читаемой аналитики руководством компании.
- Какие цели были поставлены перед создаваемым решением?
Арслан Катеев: Требовалось создать комплексное аналитическое решение для мониторинга производственных и финансовых показателей компании, обеспечивающее технологический суверенитет. При этом стояла ключевая задача расширения аналитической функциональности заменяемой зарубежной системы.
Было важно обеспечить анализ текущих показателей компании в части оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению потребителей. Кроме того, рассчитывали на анализ качества интеграции между информационными системами, что позволяет своевременно выявлять ошибки интеграции и проблемные участки в бизнес-процессах предприятия для оперативного их устранения. Еще одна задача – формирование регламентной отчетности со сложной бизнес-логикой и формированием данных из разных информационных систем компании для передачи в вышестоящие инстанции.
- Почему была выбрана платформа Alpha BI?
А.К.: Это мощная BI-платформа корпоративного уровня для создания аналитических решений в крупном бизнесе и госсекторе. С точки зрения разработчика, Alpha BI – это полноценный конструктор аналитических решений, позволяющий гибко осуществить все этапы работы с данными от построения аналитического хранилища до регламентной отчетности. Платформа имеет специализированный ETL-сервер для глубокой обработки и трансформации данных, поддерживает подключение к самым различным источникам, формы ручного ввода и Excel-подобный клиент.
Р.Н.: Важной возможностью Alpha BI для «Сетевой Компании» стала поддержка OLAP-технологий собственной разработки на базе Mondrian, которая представляет собой полноценную замену Microsoft Analysis Services. Это позволяет пользователям эффективно обрабатывать и анализировать большие объемы данных, создавая многомерные модели для глубокого анализа.
А.К.: OLAP-технологии платформы поддерживают вертикальное и горизонтальное масштабирование, что обеспечивает бесперебойную производительность и отказоустойчивость в условиях расширения компании и роста нагрузки. Кроме того, решение обеспечивает высокую степень интеграции с другими модулями системы и дает возможность настройки под сценарий использования, что позволяет создавать комплексные аналитические приложения и упрощает процесс принятия управленческих решений.
- Какими силами был реализован проект?
А.К.: Обе системы – как заменяемая IBM Cognos, так и Alpha BI – являются системами корпоративного уровня, что среди прочего подразумевает наличие в компании ИТ-отдела и команды разработчиков. Особенностью проекта является, среди прочего, тот факт, что осуществлен он был совсем небольшой командой разработчиков из пяти человек. При этом им не пришлось осваивать дополнительные навыки и проходить дорогостоящее обучение, а компании не пришлось привлекать в штат больше специалистов. Документация Alpha BI в связке с двумя семинарами от вендора позволили осуществить перенос своими силами.
- Что получилось особенно удачно?
Р.Н.: Во-первых, здорово, что компетенций действующих сотрудников ИТ-отдела «Сетевой Компании» вполне хватило для осуществления переноса, даже не пришлось проходить специальное обучение, достаточно оказалось одного установочного вебинара. Во-вторых, перенос дашбордов на другую систему – это как переезд. С одной стороны, это некие сложности, а с другой – дает возможность и повод избавиться от лишнего, чем редко пользуются, и наоборот, добавить то, чего не хватало.
- Каковы основные результаты проекта?
Р.Н.: Переход на Alpha BI способствовал повышению аналитической мощности компании и улучшению качества принимаемых бизнес-решений, что особенно важно в условиях динамично меняющегося рынка электроэнергии.
А.К.: В рамках создания системы мониторинга производственных и финансовых показателей компании было разработано более 20 информационных панелей. Наиболее важными из них стали статистическая форма финансовой отчетности для налоговой службы, консолидирующая данные из двух CRM-систем предприятия, панель сравнения финансовых показателей по входящим подключениям в ERP-системе и системе управления бизнес-процессами технологического присоединения, панель работоспособности серверов, обслуживания пользователей, выполнения показателей SLA и др. Кроме того, в рамках внедрения Alpha BI были визуализированы аналитики по данным с интеллектуальных приборов учета, которые позволяют предиктивно выявлять технические присоединения с отклонением качества электроэнергии.
Р.Н.: Созданной системой пользуются 11 предприятий компании в разных городах Татарстана, осуществляется подключение более 4 тыс. пользователей ежемесячно.
- Чем этот проект важен для компании?
Р.Н.: Нам удалось существенно расширить функциональность по формированию регламентной отчетности. Не менее важно обеспечить принятие обоснованных оперативных и стратегических решений для обеспечения качества услуг по передаче электрической энергии и техническому присоединению потребителей. Нами оперативно выявляются ошибки, «узкие места» и проблемные участки в деятельности предприятия на основе больших данных с интеллектуальных приборов учета. Снижена трудоемкость мероприятий по сбору и предоставлению данных в вышестоящие инстанции. Обеспечено формирование отчетности по вопросам качества в вышестоящие организации по установленным формам.
- Каково значение проекта для отрасли?
А.К.: Мы продемонстрировали успешный опыт импортозамещения в сфере корпоративных BI-систем корпоративного уровня, что может быть использовано другими компаниями. Как минимум, проект подтверждает возможность использования отечественных решений для сложных аналитических задач и устанавливает новые стандарты качества и производительности для BI-систем в энергетической отрасли. Кроме того, он способен стать одним из элементов (в части визуализации) в рамках внедрения в энергетике инструментов поиска неявных знаний – глубокого машинного обучения и нейросетей.
- Каковы перспективы и направления развития проекта?
Р.Н.: На данный момент внедрение системы полностью завершено, ею уже более года с успехом пользуются 11 предприятий и руководство «Сетевой компании», ежемесячно подключается более 4 тыс. новых пользователей.