В 2023 году обучение студентов технологиям искусственного интеллекта в России организовали 497 вузов и их филиалов, в 166 из них преподавание велось по профильным программам, а в 469 — по модульным. На 600 профильных образовательных программах в прошлом году обучались 42,3 тыс. человек. Число модульных программ значительно выше — 8,5 тыс., через которые прошли 689,2 тыс. человек, подсчитали эксперты Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ.
В 2023 году каждый пятый принятый студент должен был в рамках своей образовательной программы изучить дисциплины модуля по ИИ (модуль проще внедрить в уже существующую образовательную программу).
Исследование проводилось в 2023 году, были проанализированы программы 1100 вузов и их филиалов. В рамках исследования учитывали формы образовательных программ, численность обучающихся, прием и выпуск по таким программам, наличие и уровень квалификации преподавателей дисциплин, связанных с искусственным интеллектом, а также обеспеченность специализированной инфраструктурой для освоения современных технологий.
Эксперты ВШЭ прогнозируют существенный рост выпуска молодых специалистов, обучающихся по профильным программам, — до 8,7 тыс. бакалавров в 2027 году и 6 тыс. магистров в 2025 году. В 2023 году общее число выпускников составило 3,8 тыс. человек. В том же году на эти программы приняли уже 20,7 тыс. человек, а их доля в общем приеме составила 1,6%.
Бoльшая часть студентов программ по профилю ИИ (70,1%) обучаются по специальностям и направлениям подготовки в области «Инженерное дело, технологии и технические науки»; примерно четверть (27,2%) — приходится на «Математические и естественные науки»; почти полтора процента на «Науки об обществе».
Обеспеченность преподавателями в области ИИ в абсолютном большинстве вузов превышает 90%, следует из доклада ВШЭ. В то же время авторы исследования отметили, что кадров не хватает в вузах, которые проводят обучение по ИИ в рамках модулей, а не полноценных профильных программ.
Не везде есть и необходимая для преподавания цифровая инфраструктура. Причем, в первую очередь нехватка в оснащении вычислительными мощностями на базе графических ускорителей, которые, отмечают авторы доклада, имеют ключевое значения для задач, связанных с ИИ.
Вузы, которые имеют опыт подготовки специалистов по профильным программам, обеспечены цифровым контентом (программным обеспечением, датасетами и т. д.) лучше, чем оборудованием. По мнению авторов доклада, именно недостаток специализированной цифровой инфраструктуры может стать основным препятствием для развития подготовки специалистов в области искусственного интеллекта в вузах.