«Транспортная отрасль в стране нашего размера обязана выступать локомотивом развития технологий. Для лидерства в мировом масштабе есть все основания», — заявил Роман Старовойт, министр транспорта России, в рамках форума «Цифровая транспортация 2024». Форум, прошедший второй раз, стал площадкой для обсуждения стратегий цифровизации в транспортной отрасли, применения больших данных и искусственного интеллекта, а также формирования мультимодальных логистических цепочек.
Все мы помним времена, когда водители пользовались бумажными картами, такси ловили у обочины, а доставка посылок была проблемой. Наша жизнь радикально изменилась, и задача дальнейшего повышения эффективности транспортной отрасли поставлена на федеральном уровне. Очевидно, это невозможно без развития цифровых решений.
«Очень приятно, что Минтранс и Минцифры идут в одном направлении. Наша задача – объединить усилия всех игроков рынка для создания эффективных и удобных сервисов», — подчеркнул Сергей Цветков, заместитель главы Минцифры. На портале «Госуслуги» уже опубликовано более 20 услуг Минтранса и еще больше услуг подведомственных учреждений. В идеале все они должны работать в реальном времени, но для этого, по признанию Цветкова, предстоит еще долгая работа.
Одним из направлений развития сервисов является Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа «ГосЛог», которая станет частью федерального проекта по цифровизации транспортной отрасли. С ее помощью рассчитывают сократить затраты на транспортировку на 16% и увеличить долю электронных документов до 90%. Одно только внедрение электронного документооборота приведет к экономии 168 млрд руб. за счет снижения расходов на бумагу и оргтехнику.
В ходе форума на «ГосЛоге» был дан старт двум мультимодальным маршрутам компаний Fesco и «Дело». Одновременный их запуск состоялся из Владивостокского морского торгового порта и Первого контейнерного терминала в Санкт-Петербурге.
Всего на данный момент на платформе «ГосЛог» разработано 11 маршрутов, в рамках которых будет отработан механизм перехода на электронный документооборот в логистике. В первую очередь, предстоит изучить все «подводные камни» на конкретных маршрутах: понять, на каких этапах перевозки ЭДО необходим в первую очередь, где дублируются документы, где электронные системы различных ведомств взаимодействуют не в полной мере.
Все ожидают, что весь документооборот на транспорте перейдет в электронный вид – это даст радикальное ускорение процессов. Как рассказал директор «1С» Борис Нуралиев, такие проекты идут в 43 регионах, выполняется огромный объем работы. Но следствием станет резкий скачок в объеме электронных документов, и важно, чтобы платформы были к этому готовы.
Импортонезависимые инновации
«Когда говорят, что отечественные продукты не могут заменить внедренные зарубежные решения, — это неправда. Всё они могут, и наша совместная работа с '1С' это доказывает», — отметил Олег Белозеров, генеральный директор РЖД. Развитие современных информационных систем находит отражение в бизнесе: цифровые продажи билетов в 2024 году достигли 80%, причем в этом году среди предложений РЖД появились мультимодальные маршруты, где пассажиру предлагают комбинировать разные виды транспорта, — прежде всего это железная дорога и автобус, а также железная дорога и авиация. А 67% операций в процессах обслуживания пассажиров выполняется без участия человека. Как признал Белозеров, несмотря на то, что перевозка пассажиров составляет лишь 10% доходов РЖД, именно она является лицом компании. Именно поэтому дальнейшее повышение качества обслуживания будет для нее приоритетным.
Тему импортозамещения продолжил Сергей Александровский, генеральный директор «Аэрофлота», по словам которого доля расходов на отечественное ПО выросла с 33% до 95%. При этом ряд проектов учитывает применение технологий искусственного интеллекта. Как с точки зрения удобства для пассажиров, так и с точки зрения эффективности внутренних процессов потенциал их использования очевиден.
«Без ИИ эффективных авиаперевозок быть не может, этому уделяется огромное внимание», — подчеркнул Александровский. Например, сейчас активно разрабатывается автоматизированная система управления доходами. Для «Аэрофлота» она имеет важнейшее значение, потому что даст не менее 3 млрд руб. дополнительных доходов в год. Пассажиры также смогут почувствовать на себе ее работу, потому что будут получать оптимальные для себя предложения.
«Беспилотный коридор» по М-11
Важным событием форума «Цифровая транспортация» стало открытие беспилотного движения грузовиков по трассе М-11 «Нева» от Москвы до Санкт-Петербурга. В тестовом режиме грузовики начали курсировать по трассе М-11 еще летом 2022 года в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры». Но до сих пор, согласно экспериментальному правовому режиму, водитель был обязан находиться за рулем машины при въезде в город. С вводом в эксплуатацию обхода Твери в июле 2024 года трасса М-11 стала полностью доступной для движения беспилотного автотранспорта и станет полноценным беспилотным транспортным коридором между двумя столицами. Грузовики будут двигаться полностью автономно, опираясь на цифровые данные дорожной инфраструктуры. Для контроля корректной работы автомобиля водитель перемещен на пассажирское сидение.
В рамках проекта грузы перевозят ведущие транспортные компании и ретейлеры: «Национальный перевозчик», «Глобалтрак», ПЭК, Х5, «Магнит», «Газпромнефть-Снабжение» и Wildberries.
При запуске беспилотного движения без водителя был представлен цифровой двойник трассы М-11, созданный компанией «СофтТелематика». Он обеспечивает круглосуточный контроль за движением всех беспилотников в реальном времени. Это позволяет системе управления беспилотных грузовиков получать актуальную информацию о трафике, погоде и происшествиях на трассе.