В отличие от прошлого года, когда многие поставщики ИТ-решений торговали не продуктами, а, скорее, дорожными картами их создания, 2023 год стал для российского ИТ-рынка временем реализации отложенного спроса. Обороты лидеров рынка растут на 40-45% — именно такие цифры приводили участники панельной дискуссии «По следам цифровой адаптации» на конференции «Digital Day: притяжение лидеров цифрового развития», организованной FCongress совместно с компанией Orion soft.
Государственная поддержка ИТ-сектора существенно помогла российским компаниям быстро перестроиться, нанять людей и занять новые для них ниши. «Надо сказать "спасибо" регуляторам и, в частности, министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максуту Шадаеву, за то, что начали эту работу заранее», — подчеркнула Анна Серебряникова, президент Ассоциации больших данных. Однако всем участникам рынка еще предстоит по-настоящему ощутить дефицит оборудования, а тратить на информационные технологии заказчикам придется больше, чем раньше, в силу небольшой емкости российского рынка как такового.
Радостное для отечественных ИТ-компаний освобождение от конкуренции с западными вендорами сопровождается новыми вызовами: крупные потребители программного обеспечения объявили, что будут выводить на рынок решения, которые разрабатывали для себя. Между тем, «продуктивизация» — довольно дорогостоящий и долгий процесс: сделать решение универсальным — и дорого, и не очень эффективно. «Поэтому в ближайшее время мы увидим на нашем ИТ-рынке много денег, но мало эффективности, — полагает Серебряникова. — Зато потом у нас будут поистине российские продукты, которыми мы сможем гордиться». Для этого, по ее словам, нужно пережить этап «мелкой» внутренней конкуренции и перейти к более экономически выгодной в долгосрочной перспективе интеграции — к созданию альянсов между крупными разработчиками ИТ-решений.