«Мы, как и наши коллеги по рынку, стали главными бенефициарами отключения западных облачных сервисов. Важно, что перешедшие к нам пользователи привыкли к высокому качеству продуктов. Их требования крайне высоки, и это помогает отечественным провайдерам делать свои решения лучше», — заявил Евгений Колбин, генеральный директор провайдера облачных сервисов Cloud, на презентации исследования уровня облачной зрелости российского бизнеса.
Исследование было проведено совместно с компанией «Технологии доверия». В его рамках аналитики изучили особенности миграции российских компаний в облако, взгляды бизнеса на облака, а также стимулы и барьеры для перехода в облако. В ходе исследования эксперты Cloud ввели понятие «облачной зрелости» и даже создали собственную модель ее оценки. Зрелость оценивалась по двум критериям: общая зрелость, характеризующая степень развития компании в облачных технологиях и охватывающая архитектурные, процессные, кадровые вопросы, и продуктовая зрелость, определяющая спектр внедряемых облачных продуктов. Если за 100% принять «идеальную» компанию, изначально созданную в облаке, то средняя цифра зрелости российского рынка, по оценкам Cloud, составляет примерно 35%, а лидеры (ИТ-компании, ретейл и т.п.) даже достигают 70%.
В последние годы облачный рынок растет не менее чем на 20% в год, и события последних месяцев лишь придали этой тенденции дополнительный импульс. В результате в облака движутся не только те, кто расширяет там свое присутствие, но и те, кто ранее считал их неприемлемыми и кого там никогда не было. Как объяснил Колбин цель проведенного исследования, компаниям нужно помочь сориентироваться и понять, как можно извлечь из использования облаков максимум.
Суперкомпьютеры и ИИ будут двигать облачный рынок
Лидерами по затратам на облачные технологии стали финансовые организации (среднегодовые затраты 17,8 млн руб. на компанию), ретейл (16,8 млн руб.), ИТ-компании (12,8 млн. руб.), а также сегмент развлечений и медиа (7,2 млн руб.). Согласно результатам исследования, 37% компаний планируют увеличивать объем потребления облачных ресурсов, при этом большое количество организаций ожидают значительного увеличения потребления в течение ближайшего года – в среднем почти на треть.
Что касается развития облачного рынка, то Колбин выделил три тенденции, которые будут наблюдаться в течение ближайших 3-4 лет. Первая из них связана с суперкомпьютерами: будет появляться все больше задач, требующих больших вычислительных мощностей. То, что обычные серверы делают за месяцы, суперкомпьютеры решают за дни и даже часы. За рубежом этот тренд превалирует: во многих отраслях создаются инфраструктуры, ориентированные именно на высокопроизводительные вычисления. Данный сегмент растет на 9% в год.
Вторая тенденция тесно связана с первой и заключается в распространении искусственного интеллекта: наблюдается бум развития различных «умных» сервисов. Особенно велик интерес к этому направлению у крупного бизнеса – например, в нефтегазовой отрасли и металлургии, где высок запрос на сокращение затрат и повышение эффективности. Многие крупные предприятия создают собственные подразделения, занимающиеся исследовательской работой, и им требуется соответствующая инфраструктура. Повышение эффективности работы даже на несколько процентов дает очень большой экономический результат, выраженный в многомиллионной экономии или росте выручки.
По оценкам аналитиков, рынок искусственного интеллекта будет расти в среднем на 18-19% в год. Множество задач, которые потенциально стоят перед искусственным интеллектом – метеорология, безопасность и общественный порядок, умный город, природоохрана – будут финансироваться государством. Однако основной рост «умных» продуктов обеспечат именно остальные потребители. «В целом услуги на базе искусственного интеллекта будут основным драйвером роста бизнеса облачных провайдеров», — ожидает Колбин.
Иногда комфорт важнее эффективности
Анастасия Кабаева: «Гибкость и масштабируемость, всегда считавшаяся главным преимуществом облаков, в глазах бизнеса на самом деле является препятствием и воспринимается как потеря контроля над своими расходами» |
Последнюю из трех тенденций в Cloud назвали FinOps, подразумевая осмысленность и финансовую эффективность потребления облачных ресурсов. В России она только зарождается, хотя уже в полный рост наблюдается на развитых рынках, где многие компании активно используют различные инструменты по оптимизации своих облачных расходов. Похоже, рост этого тренда будет наблюдаться на нашем рынке в ближайшие несколько лет, и отечественным провайдерам важно также попытаться предложить подобные решения пользователям.
94% компаний отмечают неэффективное расходование облачных ресурсов, а практика показывает, что до 30% затрат может быть оптимизирована. Как отмечают в Cloud, управление затратами очень важно и с психологической точки зрения: чувство комфорта иногда даже гораздо важнее, чем реальная эффективность. «Мы не хотим терять клиентов из-за того, что станем для них слишком дорогими. Мы готовы инвестировать в их обучение и предоставлять инструменты контроля, чтобы их расходы на наши сервисы были более эффективными», — подчеркнул Колбин.
Как отметила Анастасия Кабаева, исполнительный директор технологической практики «Технологии доверия» (ранее PwC в России), в ходе проведения исследования появилось много интересных наблюдений. Проводя глубинные интервью, аналитики пытались понять, как представители топ-менеджмента смотрят на переход в облако.
В частности, выяснилось, что гибкость и масштабируемость, всегда считавшаяся главным преимуществом облаков, в глазах бизнеса на самом деле является препятствием и воспринимается как потеря контроля над своими расходами. Вопрос доверия облакам – традиционно главного барьера – как оказалось, тоже неоднозначен. Безопасность и вопросы регулирования сейчас крайне актуальны, и, согласно данным опроса, многие бизнес-руководители доверяют облакам больше, чем собственной инфраструктуре.
3% – много или мало?
Николай Шуняев: «На российском облачном рынке наблюдается принцип Парето: крупный и средний бизнес, приносит провайдерам 81% выручки» |
Несмотря на массовые заявления о росте рынка и всеобщем проникновении облаков, картина «с высоты птичьего полета» не столь радужна. По словам Кабаевой, на самом деле лишь 3% всех российских компаний (с учетом мелкого и микробизнеса, который облачными сервисами IaaS и PaaS вообще не охвачен) уже перешли или готовы перейти в облако. В абсолютном выражении это очень грустная цифра, но пару лет назад она была еще втрое ниже. В последнее время о переходе в облако задумались многие, однако их доля в общем объеме по-прежнему невелика.
Согласно статистике, представленной Николаем Шуняевым, руководителем центра бизнес-анализа Cloud, среди опрошенных организаций 59% используют частные облака, а 46% — публичные облака. В среднем на облака компаниями выделяется 8,4% ИТ-бюджета, причем 87% из них приходится на модель IaaS. Длительность проекта по миграции в облако у 33% компаний составляет менее трех месяцев, а еще у 33% — от трех месяцев до полугода, что в Cloud признают очень хорошим показателем.
Как признал Шуняев, на российском облачном рынке наблюдается принцип Парето: крупный и средний бизнес (30% от общего числа компаний), приносит провайдерам 81% выручки. Радикальных изменений в этом соотношении в ближайшее время ждать не стоит.