Геннадий Орлов: «Мы считаем, что другого способа управлять внедрением МИС в медицинских организациях не существует» |
Судя по недавно опубликованной Минздравом РФ дорожной карте развития Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), установленные на 2015 год показатели утилизации основных федеральных сервисов не слишком высоки. В электронной регистратуре собирается расписание лишь 25% врачей амбулаторного звена, доля медицинских организаций, выгружающих данные пациентов из своих электронных медкарт в интегральную ЭМК, составляет всего 20%, а доля медучреждений, передающих финансово-экономическую информацию в подсистему анализа хозяйственной деятельности, – 40%.
Ключевая проблема информатизации здравоохранения сегодня – финансовая. Возможно, cправиться с дефицитом финансирования помогло бы частно-государственное партнерство или софинансирование несколькими субъектами отдельных сервисов, но пока в этой области вопросов больше, чем ответов, признали участники конференции «ИКТ в здравоохранении: успехи и препятствия», организованной компанией Cnews.
Ярославская область
Несмотря на то что каждый субъект федерации теперь самостоятельно решает проблему финансового обеспечения информатизации отрасли, представители регионов, традиционно докладывающих о своих достижениях на конференциях по медицинской информатике, не теряют оптимизма. Один из таких регионов, продолжающих активно развивать ИКТ, – Ярославская область, в системе обязательного медицинского страхования которой работают 40 больниц, диспансер, шесть амбулаторий и четыре стоматологические клиники, а также центр медицины катастроф и психиатрическая больница. ИТ-ландшафт этих организаций неоднороден, что типично для большинства регионов. В структуру регионального сегмента ЕГИСЗ Ярославской области входит 51 медучреждение, где используются пять видов локальных медицинских информационных систем (МИС) и три вида лабораторных систем, два вида систем архивирования и передачи медицинских изображений (PACS), два региональных сервиса записи к врачу, а также модуль обмена сообщениями с территориальным ФОМС и система учета лекарственного обеспечения. К областному ЦОД подключено свыше 5 тыс. компьютеров и 646 тонких клиентов. Сегодня ярославский сегмент ЕГИСЗ содержит данные 110 тыс. граждан и продолжает наполняться. В настоящее время в нем реализовано только три типа электронных документов – направление на лабораторные исследования, результаты исследований и выписной эпикриз стационара, но в ближайшем будущем ожидается появление еще 12 видов документов. Кроме того, планируется подключение диагностических систем, реализация электронной подписи, а также обеспечение взаимодействия с федеральным сегментом ЕГИСЗ в режиме реального времени.
Северная столица
Еще один регион, уверенно движущийся по пути информатизации здравоохранения, – Санкт-Петербург. В отличие от популярного московского проекта, об успехах Северной столицы на ниве медицинской информатики известно гораздо меньше. Между тем, как рассказал Геннадий Орлов, директор Медицинского информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, к единой мультисервисной телекоммуникационной сети органов исполнительной власти подключено уже 95% всех медучреждений города, 75% централизованно обеспечены серверами и 79% рабочих мест медработников (17,4 тыс.) оснащены средствами автоматизации лечебно-диагностического процесса.
Конечно, картина не совсем радужная: около 21% ПК морально устарели, 14% не оснащены необходимым программным обеспечением и 9% не подключены к локальной сети. Интегральные показатели использования ИКТ, достигающие по электронной записи к врачу и льготному лекарственному обеспечению 87 и 89% соответственно, по другим важным задачам значительно ниже. Например, по управлению экстренной госпитализацией (когда стационары передают информацию о свободных койках службе скорой помощи) такой показатель составляет 62%. Крайне низким до сих пор остается уровень использования ИТ при автоматизации лечебного процесса.
Единую городскую МИС в Санкт-Петербурге строить не стали, ограничившись созданием нескольких региональных сервисов. В медучреждениях города функционируют решения десяти разработчиков, о поддержке и развитии локальных систем в своих клиниках главные врачи заботятся сами. В 52% медорганизаций внедрены базовые функции МИС, около 20% врачей начали вести электронные медкарты. При этом основное финансирование информатизации осуществляется за счет бюджетов самих медицинских организаций, только 40% ресурсов выделяется на эти цели из городского бюджета. В то же время, как сообщил Орлов, в 66% медучреждений МИС интегрированы с подсистемой взаиморасчетов ТФОМС и в 76% – с региональным сегментом ЕГИСЗ. Такого уровня сумели достичь лишь в немногих регионах.
Впрочем, контролем количественных показателей в Северной столице не ограничиваются, здесь разработали собственную методику оценки уровня информатизации в лечебных учреждениях. В настоящее время значение индекса, характеризующего «cодержательное использование» МИС, составляет 8,8%, это на 1% выше, чем в конце прошлого года. К 2015 году планируется довести его значение до 15%, а к 2020 году — до 50%. Санкт-петербургский МИАЦ предлагает свою методику расчета индикатора содержательного использования другим регионам, где МИС внедряются децентрализованно, и готов безвозмездно предоставить коллегам веб-портал для мониторинга показателей, необходимых при его расчете. На основе индекса строятся рейтинги лечебных учреждений и решаются вопросы о приоритетном выделении средств лидерам этих рейтингов. «Мы считаем, что другого способа управлять внедрением МИС в медицинских организациях не существует», – заявил Орлов.
Он также отметил несколько важных тенденций, которые отражают изменения, происходящие в медицинских ИТ города. Информатизация помогает перейти от ручного управления здравоохранением к управлению по целевым показателям на основе оперативной первичной информации и регулярного мониторинга. Если раньше для решения приоритетных задач создавались отдельные информационные ресурсы, то теперь в центре внимания оказались решения, интегрирующие информацию об объемах медицинской помощи, пациентах, ресурсах здравоохранения и ОМС, поэтому заметно растут требования к МИАЦ, отвечающему за этот процесс. Но главное — информатизация перестала быть самоцелью и уже оказывает непосредственное влияние на улучшение медицинской помощи жителям города.
В числе приоритетов ее дальнейшего развития Орлов назвал обеспечение доступа к таким сервисам ТФОМС, как поиск действующего полиса и прикрепление к поликлиникам, запись к врачу и прочим услугам через единый региональный портал, предоставление страховым компаниям доступа к электронным медкартам для проведения экспертизы, а также интеграцию
с единым информационным ресурсом ТФОМС.Юг России
Еще один оазис, где информатизация не обделена вниманием и финансами, — ведомственная медицина. К примеру, как рассказал Михаил Бессольцев, начальник отдела АСУ Южного окружного медицинского центра Федерального медико-биологического агентства, в этой крупной организации информационные технологии сегодня играют стратегическую роль, большая часть бизнес-процессов без ИТ просто невыполнима. Более 90% рабочих мест врачей автоматизировано, а МИС использует даже клининговая служба. В медцентре внедрена система электронного документооборота, применяются мобильные телемедицинские комплексы, создан личный кабинет пациента, используются диалоговые голосовые сервисы, позволяющие не только записаться на прием к врачу в любое время суток, но и организовать обзвон пациентов с напоминанием о предстоящем визите к доктору. Кроме того, пациенты могут получать SMS-уведомления о готовности результатов анализов и отмене приема, а также напоминания о необходимости пройти диспансеризацию. По словам Бессольцева, в результате внедрения голосовых сервисов повысилась явка на прием и удовлетворенность пациентов, загрузка врачей стала оптимальной, а рабочее время регистраторов и медсестер используется более рационально.