Цифровые решения позволяют оказывать более адресную помощь, эффективно работать с социальными контрактами, способными стать настоящей «путевкой в жизнь» для молодой семьи

Борьба с бедностью: как помочь малоимущим, подскажут данные
15.11.2020

Одно из наиболее важных и перспективных направлений использования анализа данных — выявление ситуации с бедностью в регионе. «Тепловые карты» малообеспеченных семей дают возможность сфокусировать меры социальной поддержки в тех районах, которые в этом больше всего нуждаются. Подобные цифровые решения в Ростовской области уже помогли тысячам семей значительно улучшить свою материальную ситуацию, а в Липецкой области позволили выстроить более эффективную маршрутизацию социальных работников.

Снижение уровня бедности — крайне важная для всего мира задача, находящаяся на повестке дня и в России, и на международном уровне. Эту проблему не решить без наличия оперативных и достоверных данных о реальных людях, нуждающихся в помощи, без анализа их профиля и местонахождения. Кроме того, важно не только оперативно принимать меры, но и действовать превентивно. И здесь большие данные действительно способны помочь.

Не случайно цифровое решение, направленное на борьбу с бедностью, стало одним из победителей конкурса World AI&Data Challenge, в 2019 году. Цифровой сервис, разработанный командой «Счетка», позволяет провести оценку реального уровня и структуры бедности, визуализировать региональный реестр граждан с доходами ниже прожиточного минимума. Более того, с его помощью удается обогатить имеющуюся в распоряжении руководства региона информацию — например, дополнить ее данными о малоимущих гражданах, еще не вошедших в региональный реестр, но реально присутствующих в регионе, а также о жителях, находящихся в «группе риска», — не являющихся малоимущими, но имеющих доход, незначительно превышающий прожиточный минимум.

В частности, полученные знания о малоимущих позволяют более эффективно работать с социальными контрактами, а «тепловые карты» географического присутствия малообеспеченных семей дают возможность строить маршруты передвижных пунктов органов социальной защиты. Социальные контракты — один из ключевых на сегодняшний день инструментов по борьбе с бедностью. Социальный контракт – это специальный договор, который оформляется между органами социальной защиты и малоимущей семьей; в рамках контракта семья получает деньги, расходовать которые она может только на определенные нужды и на определенные действия, призванные помочь ей выйти из кризисной ситуации. Например, социальный контракт на открытие собственного дела может стать «путевкой в жизнь» для молодой семьи или вывести из зоны бедности семьи с маленькими детьми. Для социальной работы в этих направлениях нужны точные сведения о профилях нуждающихся семей.

В основу созданного цифрового сервиса легли платформы с открытым исходным кодом — аналитическая система Metabase и СУБД PostgreSQL, поэтому возможно его использование в различных органах власти, а внедрение не требует проведения закупочных процедур. Система предоставляет возможность подключения к локальным или облачным базам данных и обеспечивает инструментами их анализа и визуализации. Уже сегодня при поддержке Центра цифрового развития АСИ решение внедрено в трех субъектах РФ, в числе которых Ростовская и Липецкая области, а еще в 10 регионах хотят перенять данный опыт.

Управление на основе данных — верный подход

Как отмечает Антон Алексеев, советник губернатора Ростовской области, у реализованного проекта вполне достижимая цель — подсветить на «тепловых картах» нуждающихся в поддержке граждан и глубоко понять профиль малоимущих. Результатом стали данные, на основе которых можно принять взвешенные управленческие решения по борьбе с бедностью.

Антон Алексеев

Антон Алексеев: «Главный эффект для нас — это более 10 тыс. семей, вышедших из-за черты бедности. Во многом это произошло именно благодаря цифровому решению по анализу профиля бедности»

- В чем суть внедренного решения?

Оно позволило выстроить «тепловые карты» малоимущих на основе обезличенных данных телеком-операторов и внутренних систем региональных органов власти. Это помогло расширить направления использования социального контракта, благодаря чему заметно увеличилось число семей, улучшивших свое материальное благополучие, — их число превысило 10 тыс. Важно, что решение непосредственно помогает достичь определенной президентом России Владимиром Путиным цели снижения уровня бедности в два раза до 2024 года.

- Как возникла идея создания подобного сервиса?

Идея родилась у сотрудников регионального Министерства труда и социального развития. Заявка с идеей была высоко оценена на конкурсе цифровых решений World AI&Data Challenge, проводимом Агентством стратегических инициатив. Решение, созданное на основе заявки, прошло все три этапа и стало победителем.

Руководство Ростовской области одним из приоритетных направлений технологического и экономического развития считает цифровую трансформацию. Продемонстрированное решение — один из ярких примеров внедрения таких новых подходов в систему государственного управления.

- Какие данные используются в работе сервиса?

Для работы используются данные в обезличенном формате, предоставленные телеком-операторами при непосредственной поддержке АСИ. Кроме того, использовались релевантные сведения из ведомственной информационной системы Минтруда области.

Отметить каждого на карте

Юлия ВерходановаяПо мнению начальника управления информатизации министерства труда и социального развития Ростовской области Юлии Верходановой, для того, чтобы неперсонализированные данные телекомов о затратах граждан можно было сравнить с получателями помощи, учтенными в социальном регистре, каждого человека следовало представить с помощью геометок — указать их «широту» и «долготу». После этого на «тепловых картах» автоматически изменились границы и выделились муниципальные образования, требующие повышенного внимания со стороны министерства.

Кроме того, в результате анализа были замечены различия в социализации граждан по гендерному признаку. Например, женщины охотнее использовали полученные средства на дополнительное образование. Благодаря этому во всех районах увеличилось количество стилистов, визажистов, салонов красоты. А для мужчин важнее было открытие и развитие своего дела — станций техобслуживания, цехового производства, крестьянско-фермерских хозяйств.

- Как используется полученная информация о малоимущих?

Эта информация позволяет выявлять территории, на которых можно эффективно применять такой инструмент, как социальный контракт. С помощью полученных данных также были построены маршруты проведения выездных приемов органов социальной защиты.

Систематизированная информация передается и в управление службы занятости для корректировки финансирования муниципальных образований — для организации профессиональной переподготовки соискателей вакансий. Или, например, данные могут быть использованы Министерством здравоохранения области для выделения квот по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

- Чего удалось добиться?

Главный эффект — это более 10 тыс. семей, улучшивших свое материальное положение, они больше не находятся за чертой бедности. Во многом это произошло именно благодаря цифровому решению по анализу профиля бедности, хотя на начальном этапе оценить возможный эффект было трудно. Каждая семья, получившая поддержку, — «кирпичик» в фундаменте работы по социальной защите в регионе.

- Какая работа ведется с молодежью из зоны бедности или группы риска?

В регионе реализуются десятки проектов, направленных на предоставление возможностей самым разным группам и сообществам, проводится активная молодежная политика. Механизм социальных контрактов способен стать для молодых семей хорошим стартом.

Управление регионом на основе данных
Управление регионом на основе данных — такова цель работы по формированию «цифровой вертикали», которая ведется в Ростовской области

- Удалось ли интегрировать решение в общую информационную систему управления регионом?

В настоящее время в Ростовской области по поручению губернатора Василия Голубева ведется работа по формированию «цифровой вертикали» — Министерства цифрового развития и АНО «Центр цифровой трансформации», а также планируется запуск комплексной цифровой трансформации субъекта. Уверен, что решение будет интегрировано в информационные системы. Оно предполагает верный подход — управление на основе данных, и именно в таком ключе должны быть организованы и многие другие процессы.

- Каким вы видите будущее этого сервиса?

Для получения всестороннего портрета семьи необходимо получать сведения от многочисленных органов: Пенсионного фонда, Федеральной налоговой службы, служб занятости, органов управления в сфере образования, медицины. Тогда диаграмма доходов-расходов семьи будет более точной и мы гарантированно сможем помочь каждому нуждающемуся в поддержке, в том числе в проактивном формате. Для нас важен каждый человек.

Чтобы бороться с бедностью, надо понять ее причины

Липецкая область также участвовала в конкурсе цифровых решений АСИ и выразила желание быть пилотным регионом для внедрения решения по борьбе с бедностью. Анализ профилей малоимущих позволил выявить массу деталей, позволяющих работать с людьми более адресно и предлагать им наиболее подходящие варианты поддержки. Об особенностях и перспективах созданного сервиса рассказал Кирилл Дождиков, заместитель начальника управления экономического развития Липецкой области.

Кирилл Дождиков

Кирилл Дождиков: «Нуждающиеся видят более адресный подход: разнообразные решения для заключения социального контракта, помощь, оказываемую с нескольких сторон. При этом вся деятельность по анализу скрыта от них, ни одного дополнительного документа мы не запрашиваем»

- Каковы задачи реализованного проекта?

Мы используем различные источники информации для анализа структуры бедности в регионе. Данное цифровое решение дает возможность провести оценку уровня и структуры бедности в регионе, проанализировать причины бедности граждан. Нам удалось создать региональный реестр жителей с доходами ниже прожиточного минимума, принять во внимание реальные точки бедности при формировании федеральных и региональных программ.

- Как появилась идея использования такого решения?

Для нас это было актуальным: в регионе сложился ряд предпосылок для использования такого решения. Например, у нас отсутствовали инструменты для объективной оценки профиля бедности в регионе. Кроме того, надо было выявить так называемую теневую бедность, проявляющуюся в отсутствии данных о гражданах, относящихся по уровню доходов к категории бедных, но по каким-то причинам не обращающихся за социальной поддержкой. В Липецкой области разница между числом бедных по данным Росстата и числом граждан, получающих соответствующую социальную поддержку, составляет порядка 15%, а это около 14 тыс. человек. Наконец, для нас важны инструменты и данные для оценки уровня потенциальной бедности, то есть количества граждан, находящихся вблизи черты бедности.

- На основе чего проводится сегментация домохозяйств?

Мы использовали данные управления социальной защиты Липецкой области, а также агрегированные данные сотовых операторов. В реестре малоимущих, который ведет соцзащита, как раз содержится информация о составе домохозяйств.

- Какие реальные действия проводятся на основе анализа профилей малоимущих?

На основании анализа профиля бедного населения разработаны несколько типовых инструкций для организации собственного дела в рамках социального контракта. Например, когда мы проанализировали собранные данные и составили типовой портрет гражданина с доходами ниже величины прожиточного минимума, то увидели, что 95% бедных семей — это семьи с детьми, в подавляющем большинстве которых мама сидит с ребенком. Мы видим места концентрации таких семей и предлагаем им заключить соцконтракт на организацию частного детского садика, чтобы одни мамы могли спокойно выйти на работу, а другие — зарабатывать, занимаясь не только со своим ребенком, но и с соседскими детьми, пока работают их родители.

- А как эту деятельность воспринимают сами нуждающиеся?

Нуждающиеся видят более адресный подход: разнообразные решения для заключения социального контракта, помощь, оказываемую с нескольких сторон. При этом вся деятельность по анализу скрыта от них, ни одного дополнительного документа мы не запрашиваем. Кроме того, на основе анализа данных сотовых операторов был запущен «Поезд заботы» в места концентрации малоимущего населения. Это передвижной пункт, где можно получить консультацию и подать заявку на получение социальной поддержки.

Работа над социально-значимыми сервисами не останавливается
Работа над социально-значимыми сервисами не останавливается; интеграция в них дополнительных источников данных позволит получать более глубокую аналитику

- Насколько полученные эффекты соотносятся с ожиданиями?

Мы хотели достичь более глубокого понимания причин бедности, и думаю, что нам это удалось. Но тут важно понимать, что такая работа не заканчивается на данном этапе, — мы продолжаем получать новые знания. Кроме того, сейчас мы в более удобной форме ведем мониторинг динамики бедности по районам.

- Как ваши усилия сочетаются с действиями по борьбе с бедностью, проводимыми в рамках всей России?

Мы находимся на переднем крае борьбы с бедностью, если можно так сказать. В 2018 году мы вошли в группу пилотных регионов по разработке мер борьбы с бедностью. Одним из результатов работы как раз и явилось развитие механизма социальных контрактов. Например, на текущий момент лучший способ позаботиться о собственном достатке — заключить социальный контракт на организацию собственного дела. Сейчас в Липецкой области оформлено уже более 200 таких контрактов. При этом активнее других их заключают граждане до 35 лет.

- Удалось ли интегрировать решение в общую информационную систему управления регионом? Были ли достигнуты желаемые результаты?

Этот процесс запущен. Уже сейчас мы видим положительные моменты в интеграции с другими направлениями социально-экономической политики региона. Но пока рано говорить о каком-то законченном продукте.

- Возможно ли развитие этого сервиса? В каком направлении его можно совершенствовать?

Безусловно, это возможно и необходимо. Сейчас мы ведем работу по интеграции в него других баз данных, что позволит нам получать более глубокую аналитику. Это данные по средней заработной плате в районе, количеству доступных вакансий, среднему уровню образования, а также об уровне потребительских расходов.

Больше информации об интересных событиях, тенденциях и фактах в сфере цифровой экономики, мнений экспертов, а главное — ярких рассказов о решениях на основе данных в социальной сфере, здравоохранении, культуре, образовании, благотворительной и волонтерской деятельности, читайте в новом проекте «DobroData. Данные на службе добра». Пусть тех, кто умеет делать мир лучше, станет больше! Возрастная маркировка: 12+