Перед аналитиками, в том числе совсем молодыми, готовыми применять свои знания и навыки для общественного блага, открывается широкий фронт приложения усилий

«Умные» социальные проекты: от анализа бедности до азбуки Брайля
15.11.2020

Как сделать искусственный интеллект помощником в решении сложных социальных задач в регионах? С какими из них аналитические инструменты справляются и позволяют добиться заметного эффекта? Что нужно, чтобы такой проект «взлетел»?

В российских регионах запускают пилотные инициативы для решения различных социальных проблем, привлекая команды молодых дата-специалистов, использующих в своей работе данные и машинное обучение. К примеру, уже второй год такую возможность молодым исследователям дает конкурс цифровых решений World AI&Data Challenge, организуемый Агентством стратегических инициатив. Постановщиками задач выступают региональные органы власти, а также общественные организации, и многие решения претендуют на глобальный, а не только региональный эффект.

Не все задачи, которые выносят на конкурс регионы, профессионалы берут в работу. Не все решения, которые предлагают разработчики, оказываются применимыми на практике. Но спектр тем конкурса наглядно демонстрирует, насколько широкий фронт для приложения усилий лежит перед аналитиками, в том числе совсем молодыми, готовыми применять свои знания и навыки для общественного блага.

«Умные» социальные проекты: от анализа бедности до азбуки Брайля

Социальные проекты на основе данных — инициативы региональных органов власти и общественных организаций

В 2019–2020 годах задачи, предлагавшиеся для решения на основе анализа данных и машинного обучения, были связаны с социальной поддержкой (анализ профиля бедности в регионе, распознавание азбуки Брайля, госуправление, автоматическая классификация обращений граждан, взаимодействие с гражданами и сообществами и др.), здравоохранением (оценка качества медицинских услуг, доступность медицинской помощи, диагностика заболеваний), образованием, культурой и туризмом, экологией, городской средой (мониторинг дорог в городах регионов и предсказание аварийности, оптимизация транспортных маршрутов и др.) и сельским хозяйством.

Ряд социальных проектов, инициированных конкурсом, уже внедрены и демонстрируют заметное положительное влияние на жизнь людей в регионе. Такие проекты наверняка получат дальнейшее развитие и будут тиражироваться на других территориях страны.

«Умные» социальные проекты: от анализа бедности до азбуки Брайля

Проект «Анализ профиля бедности», внедренный в Ростовской области, позволил тысячам семей в регионе улучшить свое материальное положение.

Так, цифровое решение, внедренное в Ростовской области, позволило тысячам семей в регионе улучшить свое материальное положение. Анализ профиля бедности, составленного на основе сведений областного Министерства труда и социального развития и данных сотовых операторов, помог выявить еще один район с высоким присутствием малоимущих, ввести новые меры социальной поддержки в соответствии с потребностями семей с низкими доходами. В результате более 10 тыс. семей вышли из категории малоимущих.

«Умные» социальные проекты: от анализа бедности до азбуки Брайля

В Новгородской области сервис оценки качества медицинских услуг помог увидеть региональное здравоохранение глазами пациентов

В Новгородской области сервис оценки качества медицинских услуг позволил выявить болевые точки регионального здравоохранения с точки зрения пациентов, что помогло задать направления для улучшения положения.

Сервис анализирует отзывы пациентов, размещенные на новостных сайтах, в социальных сетях, на порталах медицинских учреждений области, определяя тональность отзывов и причины неудовлетворительных оценок. Как выяснилось, основной негатив связан с некачественным, по мнению пациентов, оказанием медицинских услуг, проблемами в работе регистратуры и некорректным отношением персонала.

«Умные» социальные проекты: от анализа бедности до азбуки Брайля

В Челябинской области анализ цифрового следа туриста позволил оценить популярность разных видов отдыха

Еще одно разработанное в рамках конкурса решение позволяет на основе анализа открытых данных создать цифровой портрет туриста в регионе. Сервис дает эффективный инструмент для правильного таргетирования рекламных кампаний и увеличения турпотока в регион.

Препятствиями для эффективного решения социальных задач с применением аналитических инструментов и искусственного интеллекта являются непродуманная постановка таких задач и недостаток качественных наборов данных для их решения. Региональным органам власти еще предстоит сформировать культуру управления на основе данных, но, как показывает опыт конкурса, процесс уже пошел.

Больше информации об интересных событиях, тенденциях и фактах в сфере цифровой экономики, мнений экспертов, а главное — ярких рассказов о решениях на основе данных в социальной сфере, здравоохранении, культуре, образовании, благотворительной и волонтерской деятельности, читайте в новом проекте «DobroData. Данные на службе добра». Пусть тех, кто умеет делать мир лучше, станет больше! Возрастная маркировка: 12+