Университет Аалто опубликовал архив документов Nokia, в одном из которых содержится анализ рыночной ситуации после выпуска первого смартфона iPhone в 2007 году, проведенный топ-менеджерами финской компании, которая на тот момент была безоговорочным лидером рынка мобильных телефонов.

Авторы отчета были поражены, насколько удобным был пользовательский интерфейс нового соперника — в этом они видели конкурентное преимущество перед продукцией Nokia. Предметами беспокойства для Nokia стали престиж бренда Apple и полноценный доступ к Интернету на iPhone — авторы признали, что коммуникатор Nokia N800, появившийся почти одновременно с iPhone, последнему уступал.

В отчете содержатся прогнозы о влиянии iPhone на рынок смартфонов, которые в конечном итоге сбылись: Motorola начнет ценовую войну, чтобы повысить продажи новых моделей — так и вышло, но Apple на снижение цен не пошла; iPhone подорвет успехи компании Sony Ericsson, которая в то время активно продвигала музыку из каталога Sony через устройства марки Walkman — в этой борьбе безусловным победителем стал сервис Apple iTunes; наконец, iPhone, как устройство верхнего ценового диапазона, привлечет внимание бизнеса — iPhone и iPad позволили Apple стать одним из крупнейших игроков на корпоративном рынке.

Несмотря на правильные выводы, Nokia не сумела ни предложить достойной альтернативы iPhone на собственной ОС, ни сохранить долю мобильного рынка путем присоединения к новому поколению вендоров, начавших выпуск аппаратов на базе Android.