Период пандемии COVID-19 ознаменовался рекордно высоким уровнем использования телемедицины, но с началом 2022 года интерес к ней стал резко падать. Сейчас отрасль здравоохранения — на распутье, когда поставщики медицинских услуг, страховщики и технологические компании вынуждены выбирать между дальнейшим освоением дистанционной медицины и возвратом к старым методам.
История телемедицины за рубежом насчитывает уже почти 60 лет, но до пандемии доля сеансов удаленного общения амбулаторных пациентов с медицинскими специалистами составляла всего 0,9% от общего количества визитов к врачам. А по данным Gartner, уже в первые недели эпидемии этот показатель подскочил сразу до 52%, притом что у медицинских учреждений практически не было времени на традиционные процессы планирования и закупки — необходимые технологии внедрялись предельно быстро. Во многом помогли инициативы правительства, в частности, разрешившего возможность покрытия телемедицинских услуг социальными программами страхования и ослабившего правила конфиденциальности медицинских данных, благодаря чему общаться с врачами стало можно через общедоступные приложения вроде Skype или FaceTime.
В этом году, однако, доля виртуальных визитов к врачу стала падать. Как показало исследование Fair Health, в период пандемии показатель менялся — падал по мере роста масштаба вакцинации и повышался с появлением новых штаммов COVID-19. Со временем диагноз COVID-19 выпал из пятерки тех, с которыми чаще всего удаленно обращаются к врачам пациенты, а его место заняли другие, в частности, в топ-5 вернулись расстройства, вызванные злоупотреблением психоактивными веществами.
По мнению аналитиков Frost & Sullivan, телемедицина продолжит развиваться, если изменения, которые в период пандемии были внесены в механизмы оплаты услуг и не только, сохранятся. Кроме того, поставщикам услуг нужно дать оценку установившимся с 2020-го методам работы в контексте долгосрочных целей в области цифровой трансформации и не только. Многие из-за срочности обратились к решениям, не способным выдержать проверку времени, например, к таким, которые не вписываются в сложные рабочие процессы или не интегрируются с имеющимися системами составления расписаний приема и электронных медицинских карт.
Еще одна проблема, мешающая дальнейшему развитию телемедицины, — снижение страховых выплат за онлайн-обращения к врачам: в период пандемии страховщики платили за них больше, чем за личные визиты. К тому же некоторые страховые компании требуют, чтобы медики пользовались проприетарными техническими платформами, которые обходятся недешево.
У некоторых врачебных специальностей шансов выжить после пандемии в удаленном режиме больше, чем у других, в частности, речь идет о приемах у психиатров. В период пандемии, по данным Fair Health, психические расстройства были самым частым поводом обращений к телемедицинским услугам, а по сведениям Gartner, во Флориде 61% визитов к психиатрам по-прежнему виртуальные. Однако дистанционная психотерапия не во всех случаях заменяет общение лицом к лицу — по оценкам специалистов, оптимальный эффект дает комбинированный подход. Можно также отметить, что пандемия ускорила появление многочисленных приложений для страдающих психическими расстройствами — по данным Американской психологической ассоциации, таких приложений насчитывается 10-20 тыс.
В Gartner считают, что будущее здравоохранения — в любом случае «гибридное»: будут как виртуальные решения, так и личные визиты к врачам. Аналитики верят, что уже через пять лет потребители будут выбирать поставщика медицинских услуг с учетом предлагаемых им возможностей сочетания личного обслуживания с цифровым.