Main Volume
Задает громкость звучания внутри канала. Управление абсолютное. Стандартное значение - 100. Действует на последующие и уже звучащие ноты.
Pan
Задает соотношение уровня стереоканалов (точку стереопанорамы) для канала. Управление абсолютное. Значение 0 - крайняя левая позиция, 64 - средняя, 127 - крайняя правая. Стандартное значение - 64. Действует на последующие и уже звучащие ноты.
Expression
Задает степень выразительности звука. Управление абсолютное. В простых инструментах дублирует контроллер Main Volume и действует на последующие и уже звучащие ноты. В инструментах с развитым синтезом управляет более тонкими параметрами выразительности и действует только на последующие ноты. Стандартное значение - 127.
Harmonic Content
Задает добротность (глубину резонанса) фильтра канала, позволяющую подчеркнуть высокочастотные гармоники тембра. С повышением добротности увеличивается крутизна характеристики фильтра в области среза и соответственно усиливаются частоты, лежащие непосредственно ниже частоты среза. Управление относительное (0...64...127). Стандартное значение - 64.
Release Time
Задает время концевого затухания звучания нот с момента отработки Note Off (явного или автоматического) до полного исчезновения звука. Управление относительное (0...64... 127). Стандартное значение - 64.
Attack Time
Задает время начальной атаки - нарастания громкости звучания нот с момента отработки Note On до максимального значения. Управление относительное (0...64...127). Стандартное значение - 64.
Brightness
Задает частоту среза фильтра канала, управляющую ослаблением высоких частот звука. Управление относительное (0...64...127). Стандартное значение - 64.
Portamento Control
Задает номер ноты, начиная с которой выполняется плавная перестройка частоты в режиме Portamento, и позволяет установить ее исходную высоту, отличную от определяемой последним сообщением Note On.
Reverb Level
Задает глубину эффекта реверберации. Управление абсолютное или относительное в зависимости от инструмента.
Chorus Level
Задает глубину хорового эффекта. Управление абсолютное или относительное в зависимости от инструмента.
Variation Level
Задает глубину эффекта, выбранного в качестве Variation. Управление абсолютное или относительное в зависимости от инструмента.
Sustain
Контроллер-переключатель. Во включенном состоянии удерживает звучание для всех клавиш, отпущенных во время его действия (по аналогии с правой педалью фортепиано). Другими словами, в режиме Sustain канал задерживает отработку последнего поступившего для каждой ноты сообщения Note Off. В момент отключения одновременно отрабатываются все задержанные таким образом Note Off; на явно удерживаемые в этот момент клавиши, для которых последним поступившим сообщением является Note On, отключение режима не влияет.
Sostenuto
Контроллер-переключатель. Действует подобно Sustain, но удерживает звучание только тех нот, которые были уже "нажаты" при включении контроллера. Последующие нажатия и отпускания отрабатываются в обычном порядке. Иначе говоря, отработка Note Off откладывается лишь для тех нот, для которых Note On поступили до включения режима.
Soft
Контроллер-переключатель. По аналогии с левой педалью фортепиано смягчает звучание нот, "нажатых" при включенном режиме. Способ реализации - простое уменьшение громкости или более тонкое управление - определяется инструментом.
Portamento
При выключенном режиме частота звучания каждой "нажатой" ноты определяется ее высотой и текущими значениями контроллеров управления высотой (Pitch Bend Change и Coarse/Fine Tune и т. п.). При включенном режиме очередная нота начинает звучать на частоте, определяемой последним сообщением Note On или контроллером Portamento Control, затем ее высота плавно изменяется до нужной со скоростью, которая задается контроллером Portamento Time.Вне зависимости от того, было ли скольжение выполнено до конца или прервано по отпускании клавиши, последнее сообщение Note On всегда фиксирует исходную высоту для последующих нот. Это означает, что если, например, после C2 "нажать" ноту C7 и затем C4, то высота второй ноты будет плавно повышаться (от C2 до C7), в то время как высота третьей - понижаться (от C7 до C4), и в качестве исходной будет принята высота ноты С4. В момент нажатия C7 зазвучит в унисон с C2 и начнет набирать высоту (скользить) до требуемого уровня, а С4 при нажатии зазвучит на уровне C7 и также начнет скользить к своему истинному значению. Все скольжения выполняются независимо друг от друга.
(Продолжение в следующем номере.)