Тел. (095) 338-79-61.
Имитаторы танков давно привлекают внимание создателей компьютерных игр. Пользователи со стажем наверняка помнят прекрасные игры M-1 Tank Platon, Steel Thunder и Abrams Battle Tank. Конечно, на фоне нынешних реалистичных стратегий они выглядят бледновато, однако в игровом плане и по сей день остаются на высоте. Возможность занять любое место в танке, планирование миссии с помощью карты, авиационная и воздушная поддержка - все это появилось уже в первых играх жанра. С тех пор развитие танковых имитаторов шло в основном по пути улучшения графики и повышения реализма. Игры 1944: Across the Rhine, Shell Shock и Armored Fist 2 дают очень точное представление о том, что же такое танк и как трудно им командовать.
Так что вполне можно понять, какую нелегкую задачу поставила перед собой фирма Charybdis, взявшись за создание танкового имитатора, отвечающего современным требованиям. Попробуем разобраться, насколько успешно она с этим справилась.
События в игре разворачиваются в 1944 г. Надо думать, авторы выбрали именно этот год только потому, что раньше американцы в европейской войне непосредственного участия не принимали. Воевать можно на стороне русских, американцев или немцев, причем в последнем варианте вы вольны выбрать как восточный фронт, так и западный (т. е. выступить против нас или американцев). В игре делается упор на стратегические аспекты, поэтому с самого начала под вашим командованием находятся довольно значительные силы - не только танки, но и пехота, разного рода боевые машины и артиллерия (обычная и самоходная).
Самый простой способ попасть на поле боя - установить режим быстрого старта (Quick Start). В этом случае можно лишь принять решение, на чьей стороне воевать, а все остальное определяется случайным образом. Щелкнув мышкой на изображении танка любой из воюющих сторон, вы сразу оказываетесь в гуще сражения. В вашем распоряжении имеется взвод из трех-четырех танков и еще какие-то силы (разведывательные машины, пехота и артиллерия). Посмотрев на карту, можно уточнить размещение своих сил и дать им команды. Противник чаще всего не виден, его предстоит еще отыскать (или просто подождать, когда он появится). В подчиненном непосредственно вам взводе выберите себе машину, и тогда остальные танки будут повторять ее действия или выполнять поставленные вами задачи. А можно приказать взводу двигаться в указанную точку или атаковать противника и просто наблюдать за его действиями.
Непосредственно в танке вы можете занять место командира, водителя или стрелка-наводчика. Командир не выполняет никаких действий, но имеет более широкий обзор, чем другие члены экипажа. Водитель управляет движением танка и при необходимости может пострелять из пулемета. Ну а стрелок ведет бой. Какой-либо явной системы связи между членами экипажа не предусмотрено, однако ее можно сымитировать, выбрав соответствующий пункт меню, - скажем, дать команду водителю направлять танк в ту сторону, куда смотрит командир или стрелок.
Члены вашего экипажа - не полные болваны, как это бывает в подобных играх, и могут самостоятельно принимать решения. Например, стрелок, заметив противника, способен сам навести на него орудие, а то и пальнуть. Экипажи остальных танков тоже совершают осмысленные действия, но особо полагаться на их интеллект не стоит.
Вторым вариантом боевых действий является одиночная миссия. Здесь вы можете выбрать фронт (восточный или западный), одного из имеющихся или созданных вами персонажей (приняв, таким образом, чью-либо сторону) и сражение, в котором собираетесь участвовать. Сражений в игре довольно много, и, похоже, все они имеют историческую подоплеку. Перед началом боя можно собрать свои войска (денег или чего-то другого с вас за это не потребуют) и указать силы противника, а уж компьютер сам расставит их на местности.
И наконец, в последнем, самом интересном режиме игры вам предлагается провести четыре кампании. Вас ожидает множество боев, будут награды и повышения по службе, неудачи и потери. Все возможные варианты тщательно продуманы и неплохо построены. Бои по мере роста вашего мастерства становятся все сложнее, противник - опытнее.
Вот, пожалуй, и все, что можно сказать хорошего об этой игре. Теперь поговорим о плохом. Естественно, прежде всего игрок обращает внимание на графику. А она здесь просто убогая. На Pentium-200 при более или менее приемлемой скорости - сплошные треугольники и квадраты. Гусеницы у танков при движении не крутятся. Клубы дыма из выхлопных труб и от горящих объектов имеют аккуратную круглую форму и вылетают через ровненькие промежутки времени. При стрельбе дымовыми снарядами вы получаете какие-то усеченные конусы с твердыми границами. Ну и так далее. Весьма удручает и то обстоятельство, что даже при использовании 3D-акселераторов практически никакого улучшения не заметно (хотя игра и поддерживает многие из них).
Еще одной слабой стороной игры является ее искусственный интеллект, а точнее - почти полное его отсутствие. Приведем маленький пример. Вы задали какому-то подразделению направление движения и не учли, что на пути находится лес. Так вот, дойдя до него, ваши танки упрутся в стену и будут тупо молотить гусеницами, оставаясь на месте. Но это не самое страшное, хуже другое: точно так же может действовать и противник. Иногда бой заходит в тупик только потому, что все способные передвигаться танки "кончились" (однако есть в запасе парочка более или менее боеспособных подразделений), а противник не может до вас добраться, уткнувшись в какую-то преграду. Бывает, что и компьютер слишком много на себя берет. При контакте с противником, например, он может вдруг отменить все ваши приказы. Вы ведете тяжелый бой с превосходящими силами врага, ждете не дождетесь подкреплений, а они тихо и мирно загорают за соседней горкой.
Есть и менее фатальные упущения. Так, совершенно непонятно, в какой, собственно, роли вы выступаете. Как уже говорилось, вам предлагается занять любое место в любом танке своего взвода. Если в миссии присутствуют несколько взводов основных танков ("Пантера", "Шерман" или "Т-34"), то можно воевать и в них. Кроме того, если будут полностью уничтожены все ваши танки, но останется, скажем, хотя бы один пехотинец, и миссия не прервется, то вы еще сможете выиграть! Похоже, что погибнуть в бою здесь вообще невозможно.
Советы, помогающие выиграть
При планировании миссии не забудьте включить в состав своих вооруженных сил парочку разведывательных автомобилей. Стоят они недорого, но могут очень пригодиться для нахождения вражеских войск.
Поскольку вам всегда точно известны силы противника, постарайтесь противопоставить им хотя бы равноценные войска. Не увлекайтесь самоходными орудиями: они хороши только при игре за Красную армию - у немцев и американцев самоходки слабенькие. Лучше вместо них взять противотанковые пушки.
В открытом бою самоходки против танков долго не продержатся. Целесообразнее применять их на дальней дистанции (установив батарею на холме, обстреляйте противника, а когда он бросится в атаку, отведите самоходки и выдвиньте навстречу свои танки).
Пехота, даже вооруженная фаустпатронами, против танков ничего сделать не может. Поэтому используйте ее только для захвата нужного квадрата (в большинстве случаев цель миссий именно в этом и состоит).
Отдавая приказы о продвижении своих подразделений, обращайте внимание на рельеф местности. Горы, леса и т. д. могут скрыть от противника перемещения ваших войск, но они же будут препятствовать разведчикам обнаруживать противника.
У всех танков и самоходок бортовая броня значительно слабее, чем лобовая. Так что не спешите лупить на предельной дистанции прямо в лоб противнику - подождите, когда он повернется к вам боком. Поскольку компьютер любит водить свои танки зигзагами, рано или поздно это непременно случится.
Подбитый танк с поврежденной ходовой частью, но исправной пушкой может служить прекрасной огневой точкой. Используя самоходки, разведывательные автомобили или пехоту, можно попробовать заманить противника под обстрел.
Хотя вы все время получаете информацию от своих подразделений, в горячке боя можно что-то и пропустить. Не ленитесь - как только выдастся более или менее спокойная минута, взгляните на карту и уточните обстановку.