Оптимизация технологий в интересах бизнеса (Business Technology Optimization, ВТО) — общая стратегия продвижения программных продуктов HP по управлению ИТ-инфраструктурой и бизнес-сервисами. Предоставление возможностей определенных программных систем по Intermet с оплатой по подписке практикуется для офисных приложений (Google), CRM (Salesforce.com, RightNow), базового набора ERP-функциональности (SAP Business ByDesign). Используя для этих решений модель SaaS, бизнес-подразделения компаний получают возможность взять в свои руки контроль над этими приложениями, в то время как при традиционном развертывании на базе собственной инфраструктуры управлением приложениями занимаются исключительно ИТ-специалисты. Однако, интерес к SaaS начинают проявлять и в ИТ-отделах.
«Приложение как услуга» подразумевает предоставление функциональности определенного продукта по Internet на базе разделяемой инфраструктуры поставщика, а не собственных ресурсов компании, и с оплатой по подписке — только за определенные возможности и на определенный срок. Главное преимущество такой модели применительно к программным средствам управления — это возможность быстро извлечь выгоду, не вкладывая больших средств в развертывание программной системы, изучение сложных функций и подготовку персонала.
Помимо ускорения перехода к производственному использованию определенных функций, модель SaaS обеспечивает еще ряд преимуществ, справедливых, в принципе, для любых типов приложений, включая системы управления. Среди этих преимуществ можно выделить следующие: возможность воспользоваться готовой, проверенной инфраструктурой и знаниями опытных экспертов, что позволяет снизить затраты на аналогичные собственные ресурсы, не покупая оборудования и лицензий; снижение рисков, связанных с процессами инсталляции, тестирования, настройки производительности и др. для выбранных программных средств; сокращение нагрузки на внутренние ИТ-ресурсы, высвобождение их для поддержки основных бизнес-задач.
Глобальный рынок «BTO как услуга» уже существует и стал объектом исследования аналитиков. Например, специалисты Yankee Group провели в этом году анализ корпоративного использования технологий BTO в режиме хостинга, имея в виду общий рынок приложений стратегического и оперативного управления ИТ-ресурсами интересах бизнеса, к которым пользователи обращаются по модели SaaS. Как показывает исследование Yankee Group, повышение производительности и качества, а также возможность быстрее воспользоваться результатами работы приложений — основные аргументы в пользу выбора модели SaaS вообще и применительно к технологиям BTO в частности (рис. 1). В случае BTO возможности при обращении к SaaS снизить изначальные затраты и воспользоваться внешней инфраструктурой, отсутствующей в компании, играют более важную роль, чем при применении этой модели к другим категориям программных систем.
Однако возможности SaaS пока остаются ограниченными по сравнению с полнофункциональной платформой управления, поэтому такая модель, в случае успешного применения, может рассматриваться в качестве стартовой площадки для дальнейшего развертывания систем ИТ-управления непосредственно в организации.
Аналитики Yankee Group оценили рынок BTO по модели SaaS в 470 млн. долл., что составляет немногим больше 4% от общего количества инсталляций технологий BTO в мире. Однако почти в 40% таких инсталляций так или иначе используются управляемые сервисы и элементы аутсорсинга, что позволяет говорить о потенциальных 4 млрд. долл. затрат на SaaS в области BTO. По применению технологий BTO, в том числе и по подписке, пока лидируют американские компании, которым принадлежит 66% этого более чем десятимиллиардного рынка. По данным Yankee Group, американцы обращаются к модели SaaS для управления бизнес-сервисами главным образом в целях оптимизации использования внутренних ресурсов, а европейские предприятия стремятся с ее помощью добиться решения большего объема сложных задач за меньшие деньги.
Исследование свидетельствует, что среди технологий BTO на платформе хостинга наибольшей популярностью пользуются средства управления производительностью приложений, автоматизации службы поддержки (Service Desk) и функционального тестирования (рис. 2). Среди препятствий к использованию модели SaaS в сфере BTO участники опроса выделили проблемы интеграции с другими приложениями и недостатки финансовой модели (рис. 3). Надо отметить, что половину опрошенных составили предприятия среднего масштаба, к которым в Yankee Group отнесли компании с численностью сотрудников от 500 до 1 тыс.
Преимуществом своих предложений в области BTO SaaS в компании считают интеграцию с другими системами в программной инфраструктуре заказчика, в том числе интеграцию с собственными продуктами сетевого и системного управления. Возможность обращаться сегодня к семилетнему опыту предоставления услуг SaaS появилась у HP благодаря приобретению компании Mercury Interactive, от которой к HP перешла сама идея BTO. Mercury Interactive к моменту покупки уже в течение шести лет развивала бизнес SaaS для своих систем управления портфелем проектов и тестирования ПО.
Сегодня программный портфель HP BTO включает в себя несколько решений (центров в терминологии HP), объединяющих продукты по функциональному принципу. Центры, в свою очередь, сгруппированы по направлениям — стратегическому, управления внедрением и поддержки оперативной деятельности ИТ. По модели SaaS предлагаются следующие решения (рис. 4):
Project and Portfolio Management Center — система управления портфелями проектов, обеспечивает стандартизацию и управление проектной деятельностью в компании и предоставляет в реальном времени критически важную информацию для принятия решений.
Quality Center — продукты для обеспечения качества приложений, автоматизируют функциональное тестирование ПО и управление процессом выпуска релизов.
Performance Center — приложения для оптимизации нагрузочного тестирования, предоставляют средства анализа и подтверждения соответствия производительности приложений бизнес-требованиям, сокращают риски, связанные с развертыванием и модернизацией приложений.
Business Availability Center — продукты для мониторинга выполнения бизнес-сервисов и приложений, оптимизации их доступности, производительности и эффективности.
По принципам SaaS теперь предоставляется еще одна система — давно ожидаемое решение HP по автоматизации службы поддержки пользователей и оперативных процессов ITSM — Service Manager 7 (SM 7). Продукт, вошедший в Service Management Center, положил конец «двоевластию» в области help desk от HP, возникшему вследствие того, что после приобретения Peregrine компания предлагала два решения сходной функциональности: собственный Service Desk и унаследованный от Peregrine ServiceCenter. SM 7 базируется на ServiceCenter, но использует и ряд функций Service Desk. Система поддерживает версию ITIL 3, включает в себя интегрированный каталог сервисов и средства управления качеством обслуживания (Service Level Management, SLM) и предоставляет возможности федеративного объединения с конфигурационной базой данных Universal CMDB.
Помимо упомянутых преимуществ модели SaaS, одним из аргументов в пользу хостинга SM 7 в HP cчитают тот факт, что современная служба поддержки в компаниях все чаще перестает быть некоей выделенной организацией и становится виртуальной, задействуя ИТ-специалистов разных направлений. Использование инструментария Service Desk по принципам SaaS как нельзя лучше согласуется с этой тенденцией.
Компания HP реализует услуги SaaS на базе собственных глобальных ресурсов, в режиме 24х7. Партнеры привлекаются главным образом для помощи заказчикам в управлении изменениями и интеграции размещаемых приложений с другими системами. В компании детально разработана и сертифицирована по стандарту ISO 27001 политика информационной безопасности для SaaS. На настоящий момент у компании 670 заказчиков услуг SaaS, разного масштаба, в разных странах и отраслях. Канадская компания Lafarge, крупный производитель строительных материалов, использует решения HP SaaS в начале каждого большого ERP-проекта. Американский поставщик продуктов и услуг для здравоохранения Cardinal Health обращается к возможностям размещаемых приложений для мониторинга доступности конечных пользователей в множестве внутренних и внешних приложений. Известный европейский издатель научных журналов Elsevier применяет решения HP в режиме хостинга для тестирования производительности и доступности своих интерактивных услуг. Расположенному в Сингапуре банку DBS Bank используемые по модели SaaS продукты HP для обеспечения качества приложений помогают гарантировать оптимальный уровень функционирования системы поддержки кредитных карт. Российских предприятий в этом списке пока нет. Однако стремительное развитие рынка SaaS позволяет сделать предположение, что эта тенденция не обойдет стороной и нашу страну. По наблюдениям Yankee Group объемы услуг SaaS растут сегодня в три-четыре раза быстрее, чем рынок традиционного корпоративного программного обеспечения, а аналитики IDC прогнозируют, что к 2011 году рынок хостинга приложений составит 15,5 млрд. долл. при ежегодном росте в 30%.