Несколько лет назад североамериканскую общественность встревожила проблема аутсорсинга услуг в сфере высоких технологий — возникло подозрение, что передача даже непрофильных для местного бизнеса функций зарубежным исполнителям приведет к сокращению рабочих мест и налоговых поступлений в ИТ-метрополию, каковой, хотя и с некоторой натяжкой, в то время можно было считать США. В обсуждение были втянуты политики, рекомендовавшие протекционистскими методами ограничить влияние глобализации на ИТ-рынок страны: от аутсорсинга тогда ожидали исключительно экономии расходов, поэтому возобладал рыночный взгляд на проблему. Сегодня на первый план выходит минимизация рисков, и, кроме того, на рынке ИТ-аутсорсинга появились новые игроки и заказчики, в частности российские, что вынуждает по-иному взглянуть на проблему передачи вспомогательных функций бизнеса жителям регионов с другой культурой и менталитетом. Появление обсуждаемых в этом номере журнала технологий SaaS и S+S также толкает к переоценке роли ИТ-аутсорсинга.
Традиционный уклад в программной отрасли сильно отдает изоляционизмом, пришедшим еще из времен первых ЭВМ, — отдельный компьютер автономно выполняет отдельные программы решения задач отдельной прикладной области. Как отмечают наши авторы, в эпоху до Internet иное было невозможно, однако потребность бизнеса в гибкости и универсализме обеспечивающих его ИТ-инфраструктур оказалась столь велика, что уже в начале нынешнего века — после набора Сетью критической массы — возникла модель аренды приложений. Однако данная модель не прижилась, и ей на смену пришла модель предоставления программ по запросу.
Рынок приложений, распространяемых во всем мире по принципам SaaS, или, иначе, по запросу, составил в 2007 году 3,6 млрд. евро, увеличившись, по данным Gartner, на 21% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что к 2011 году этот рынок должен выйти уже на уровень 8 млрд. евро. Это достаточно серьезная динамика, но и слишком оптимистичных, однако проникновение модели SaaS происходит весьма неравномерно — от 1%, например в решениях по управлению содержанием, до 75% в других областях, например в системах электронного обучения.
А что же ИТ-аутсорсинг вообще? По данным аналитиков Forrester Research, компании, доверившие свои ИТ-инфраструктуры аутсорсерам, тратят на их содержание от 12 до 17% меньше, чем если бы они сопровождали системы сами или заказывали работу у местных компаний, и здесь у Индии еще есть шансы. Однако сложность таких проектов растет, что неизбежно сказывается на их стоимости. Наши авторы и аналитики говорят о проблеме организованной сложности, для решения которой уже недостаточно статистических методов или методов численного моделирования. Исследования теоретиков менеджмента показали, что в наибольшей степени для решения задачи сложности сегодня подходят сервисные принципы, когда описание деятельности каждого субъекта производства и доставки программного обеспечения переводится на язык сервисов, причем элементами, реализующими сервис, могут быть не только программные сервисы, но и люди-исполнители.
Слабая связанность сервисной модели позволяет «скрыть» сложность и получить желаемую реактивность — самые удивительные вещи оказываются очень простыми, если владеть ключом к их тайне. Скорость кодирования и уровень оплаты труда программистов уже не так важны. Скорее всего, нужный сервис уже имеется и требуется обеспечить его эффективную оркестровку. Судя по статьям этого номера, умение российских интеграторов выполнять комплексные инфраструктурные проекты ценится во всем мире все больше. Растут также и шансы Индианы, способной четко видеть цели бизнеса и населенной квалифицированными менеджерами. В прошлом номере мы показали, что ИТ становятся стратегическим ресурсом и к аутсорсингу в этой сфере также пришло время подходить с точки зрения национальных интересов. Поэтому, несмотря на то, что общий рынок аутсорсинга во всем мире составляет сегодня весьма внушительную сумму в 77 млрд. долл., лишь 30% американских компаний, по данным аналитиков Forrester, отдают на откуп свои ИТ-инфраструктуры. В не меньшей степени это должно коснуться и России.
О преимуществах SaaS-приложений в этом номере говорится много, и неудивительно, что коммунальная модель получения приложений по запросу оказалась сегодня весьма популярной. По мнению аналитиков Yankee Group, более половины продаж программного обеспечения для малых и средних компаний в 2008 году будет осуществляться по этой модели. По сути, для организации любого бизнеса, даже связанного с высокими технологиями, уже почти ничего не требуется. Предприниматель сам творит компанию на базе своей идеи, все ИТ-ресурсы и сервисы получая «из розетки». Однако модель SaaS несет в себе и ряд проблем — необходимая бизнесу критически важная информация обычно размещается в недрах корпоративных систем и может оказаться недоступной из SaaS-приложений. Интеграция становится ахиллесовой пятой большинства серьезных SaaS-решений, и во многом это уже проблема не ИТ, а организации основного бизнеса, а здесь индийские кодировщики вряд ли помогут.
Колонка главного редактора
www.osp.ru/os/2007/9/rub/1072568.html