В конце 2015 года Computerworld Россия при поддержке корпорации IBM провел исследование «Бизнес в эпоху Больших Данных» с целью оценить уровень зрелости отечественных компаний, проанализировать перспективы дальнейшего проникновения технологий Больших Данных в российский бизнес, а также выявить основные барьеры, возникающие на этом пути. В опросе приняли участие 226 человек, преимущественно ИТ-руководители и ИТ-менеджеры, представители исследовательского и бизнес-сообщества. Методическое сопровождение проекта осуществляли эксперты OSP Data, аналитической группы издательства «Открытые системы».
Наибольшее число организаций, в которых Большие Данные уже применяются, работают в сфере науки и образования, финансовом и страховом секторах, в области телекоммуникаций, нефтегазовой индустрии и ТЭК, а также в торговле и на транспорте. Уровень проникновения технологий Больших Данных в других отраслях в целом невысок.
Ознакомиться с результатами исследования можно, скачав отчет |
Хотя принципиальных препятствий для освоения технологий Больших Данных нет, большинство организаций все же не торопятся с их внедрением. Больше половины тех, кто еще не использует, но предполагает применять их в будущем, планируют начать проекты Больших Данных не раньше чем через два года. Причина, похоже, кроется в том, что эти технологии далеко не везде попали в поле зрения топ-менеджмента.
Принятие решения о реализации проектов в области Больших Данных по большей части остается зоной ответственности ИТ-директора. Тем не менее в ряде случаев решение принимается коллегиально. Например, инициаторами проектов, наряду с главой ИТ-департамента, могут выступать руководители маркетинговой службы, финансового отдела или отдела продаж.
Что печально, при выработке стратегических решений в области Больших Данных руководители верхнего звена задействованы лишь в 23% организаций. Это означает, что Большие Данные не стали частью стратегии, не считаются приоритетными в значительном числе компаний.
От соцсетей до погоды
Как выяснилось, направления практического применения Больших Данных довольно разнообразны. Самой распространенной областью оказались маркетинг и продажи. В непростой экономической ситуации это не только наиболее очевидная с точки зрения отдачи сфера, но и одна из самых горячих тем для всех отраслей деятельности. Эффективность инструментария Больших Данных в этой важной области бизнеса вызывает меньше всего сомнений. Чаще всего компании из этой группы анализируют данные по продажам, занимаются аналитикой данных систем CRM и ERP и изучают лояльность клиентов. Чуть реже ведется аналитика запросов клиентов и их предпочтений. Данные социальных сетей анализирует треть респондентов из этой группы, что является достаточно высоким показателем, учитывая широкий отраслевой охват исследования.
Почти половина пользователей отметила, что Большие Данные применяются в управлении организацией в целом. Это весьма обнадеживающий показатель с точки зрения оценки перспектив развития технологий в этих организациях, так как инструментарий, доказавший свою эффективность на уровне руководства, с высокой вероятностью найдет применение и на других уровнях.
Компаний, сообщивших об использовании Больших Данных в логистике, несколько меньше. С их помощью решаются задачи управления товарооборотом и управления рисками в цепочках поставок, включая анализ влияния погодных условий.
В текущей сложной ситуации большинство российских компаний подходят к проектам по аналитике Больших Данных предельно прагматично. Бесцельное накопление данных никому не интересно, все стремятся извлекать доход из своей информации. Именно критерий доходности, окупаемости проекта сейчас имеет ключевое значение. Даже если проект принес интересный, неожиданный результат (так называемый вау-эффект), но не доказал своей экономической состоятельности, он будет закрыт.
Проблемы – в данных и неосведомленности
60% компаний, реализующих проекты Больших Данных, признали, что в их ходе столкнулись с трудностями. Чаще всего упоминается проблема сбора данных и их качества (о ней рассказали 30% участников), от решения которой во многом зависит жизнеспособность создаваемых систем.
Отдельный вопрос связан с интеграцией данных, а кроме того, для удобства анализа данных нередко требуется провести их реинжиниринг и переформатирование. Как показывает практика, именно на предварительную подготовку данных приходится до 70% работ в аналитических проектах.
19% респондентов указывают на отсутствие спроса со стороны владельцев и инвесторов, сомневающихся в целесообразности применения исследований Больших Данных. Это, по мнению опрошенных, объясняется нехваткой объективной информации о реализации проектов в российских компаниях и полученных ими результатах. Отмечаются и административные барьеры: использование Больших Данных влечет за собой пересмотр действующих в компании политик и правил, что не всегда проходит безболезненно.
Еще одной серьезной проблемой, препятствующей внедрению технологий Больших Данных, признается дефицит финансирования. Несомненно, она тоже уходит корнями в слабую заинтересованность бизнеса. Недостаточное финансирование подобных проектов зачастую непосредственным образом влияет на саму возможность достижения значимого эффекта: компании получают лишь весьма скромные результаты.
В целом можно констатировать, что потенциальные заказчики пока недостаточно осведомлены о сути и возможностях технологий Больших Данных. Авторы исследования подчеркивают необходимость популяризации Больших Данных среди бизнес-руководителей и предпринимателей, поскольку именно они потенциально являются главными заинтересованными лицами, поскольку решения в данной области обещают стать ключевым элементом повышения эффективности бизнеса и перехода к принципиально новым моделям цифровой экономики.