Компания Yota объявила о запуске пробного проекта по доставке SIM-карт беспилотными летательными аппаратами. Как утверждают в компании, проект не имеет аналогов не только на отечественном, но и на зарубежных телеком-рынках и преследует, помимо рекламных, чисто практическую цель — снизить операционные издержки на подключение новых абонентов.
Этот эксперимент является частью инновационных проектов, которые Yota начала осуществлять в текущем году и в рамках которых планирует тестировать на практике самые разные технологии и идеи, рассказал операционный директор Yota Владимир Добрынин. Первым был совместный проект с Revolta Motors, в ходе которого оператор должен обеспечить все ввозимые в Россию электромобили безлимитным Интернетом для их удаленной диагностики и обновления программного обеспечения, а все заправки сети ЭМИ — SIM-картами для передачи данных.
Теперь пришла очередь робототехники. Экспериментальный проект доставки SIM-карт квадрокоптерами стартовал в Москве 2 сентября, и если он будет успешным, то в следующем году будет распространен и на другие российские города, рассказал Добрынин. На сегодняшний день в Москве открыто четыре пункта Yotaport — у института «Стрелка», в парке искусств «Музеон», в парке «Сокольники» и рядом с музеем Политехнического университета у ВДНХ. Первые два работают ежедневно, в Сокольниках карту можно получить по пятницам и выходным дням, на ВДНХ — со вторника по четверг. Исключение — дождливые дни, уточнили в компании. Дроны будут летать на высоте не более 20 метров и на расстояния не далее 600 метров. Это, согласно российским законам, не является использованием воздушного пространства и не создает помех вертолетам и самолетам, поэтому никаких разрешений получать не требуется.
Чтобы стать абонентом Yota, нужно прийти на точку Yotaport с паспортом, оформить контракт у сотрудников оператора, и уже через 90 секунд SIM-карта будет доставлена одним из шести беспилотников, обещают в Yota.
Партнером в проекте стала компания Copter Express, уже имевшая опыт доставки с помощью дронов. Как рассказал глава компании Олег Понфиленок, компания организовывала доставку для одной из пиццерий, но проект был признан экономически неэффективным — пиццы были тяжелыми, квадрокоптеры — большими и требующими присутствия оператора, поэтому одна доставка обходилась примерно в 1200 руб.
С SIM-картами все будет иначе, уверены в Yota и Copter Express. Во-первых, квадрокоптеры будут гораздо меньше по размеру, во-вторых, управление ими после завершения пилотного проекта будет производиться в автоматическом режиме. В итоге, заявил Добрынин, доставка одной SIM-карты обойдется в 400 руб. против обычных 500 руб. «традиционным» способом — курьерским. Он также уточнил, что затраты не переложат на будущих абонентов — доставка для них будет бесплатной.
Как были сделаны эти расчеты и что в них включено, Добрынин раскрывать не стал, однако сообщил, что на сегодняшний день затраты на проект составили около 3 млн руб. Затраты включают страхование гражданской ответственности на 2 млн руб. (покрытие расходов, если дрон нанесет урон людям или имуществу), а также, как следует из сообщения, опубликованного на странице Понфиленка в Facebook, расходы на работу операторов (суммарно около 500 тыс. руб.), промомоделей и координатора операторов.
Проект будет максимально открытым, подчеркнул Добрынин. Все результаты эксперимента будут публиковаться на странице проекта в Интернете, где можно будет узнать, насколько проект эффективен, исходя из таких параметров, как стоимость доставки, общее количество доставок, средние время и скорость доставки, энергозатраты и пр. Ежедневно, сообщили в Yota, планируется доставлять более 700 SIM-карт — если повезет с погодой.