20 июня, в последний день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ 2015) прошел уже ставший традиционным деловой завтрак с участием ряда ведущих ИТ-компаний России и зарубежных гостей. Несмотря на сложные времена для экономики страны, представители высокотехнологичного бизнеса говорили не только о проблемах, но также о достижениях, имеющихся возможностях, новых рынках и амбициозных целях.
По заявленной теме делового завтрака «ИТ-отрасль в новых реалиях: возможности экспорта и привлекательность внутреннего рынка» отечественный рынок оказался менее всего упоминаемым. Вполне реальная перспектива потеснить иностранных конкурентов бизнес не особо радует. Российский рынок выглядит теперь не только небольшим (1,5-2% от мирового), но, к тому же, еще и сжимается. Борис Нуралиев, директор компании «1С», озвучил данные IDC, согласно которым в 2014 году сокращение продаж ПО в России в долларовом выражении составило 25%, а в текущем году сжатие ожидается еще более значительным — на 42%. «В последнее время ИТ-бюджеты даже в рублевом выражении сокращаются, но наша выручка по различным направлениям в первые 5 месяцев этого года существенно выросла», — рассказал Нуралиев.
Информации об эффекте в результате импортозамещения пока нет. Даже рост «1С» скорее связан не столько с появлением конкурентных преимуществ у отечественных компаний из-за санкций или падения рубля, сколько с развитием собственных решений. По словам Нуралиева, правительственных запретов использовать зарубежный софт пока нет и вряд ли они появятся до конца года. Эффект от падения рубля почувствовали экспортеры ПО, прежде всего, разработчики заказного софта. Снижение их затрат на оплату труда программистов в долларовом выражении составили в среднем на 20-30%. Однако на экспорт негативно влияют другие факторы.
«Оттого, что затраты в долларовом выражении сократились, мы получили конкурентное преимущество на зарубежных рынках. Однако из-за негативного по отношению к России информационного фона подписание двух контрактов сорвалось. В результате, то на то и вышло», — признался Александр Егоров, генеральный директор «Рексофт».
«Центр речевых технологий» в отличие от «Рексофта» занимается не заказной разработкой, а поставкой за рубеж собственных решений. Долго работая на рынках многих стран, компания накопила значительный опыт, который может быть полезен для формирования государственной программы поддержки экспорта ПО. Этим опытом на деловом завтраке поделился генеральный директор ЦРТ Дмитрий Дырмовский: «Реализуя один проект, мы столкнулись с двойным налогообложением. Такого не должно быть. Очень важна для таких не очень крупных компаний, как наша, господдержка в виде частичного финансирования маркетинговых кампаний за рубежом (например, участие в выставках) и патентования. Как только компания, имеющая собственные разработки, достигает определенного размера, то налетают патентные тролли... В США патент стоит примерно 20 тыс. долл. Для нас это дорого».
Он также напомнил о том, что разработчики ПО в худшем положении, чем обычные экспортеры, поскольку им не возмещают выплаченный НДС, и они не могут застраховаться от предпринимательских и политических рисков при исполнении экспортного контракта с помощью государственного агентства «ЭКСАР». Причина — отсутствие физического пересечения границы экспортируемой продукции.
В то же время, для Дырмовского приятной неожиданностью стала работа Внешэкономбанка. «Думал, что этот банк выдает льготные кредиты под экспортные контракты где-нибудь от 100 млн долл. Оказалось, что и мы вполне можем получить небольшую сумму под несколько процентов годовых», — доволен глава ЦРТ.
Генеральный директор компании SPB TV Кирилл Филиппов призвал софтверные компании выходить на рынок Юго-Восточной Азии. «Только когда там побываешь, — говорит он, — начинаешь понимать, насколько огромны рынки Индии, Китая, а также Индонезии или Пакистана. При этом они быстро растут, а нас там в отличие от Северной Америки ждут. Только не нужно бояться и морально подготовиться, что выход на этот рынок в силу культурных особенностей азиатских стран не будет быстрым. В Китае мы осваивались три-четыре года. Это нормально для Азии».
Чтобы основательно закрепиться на новых и уже традиционных для российских софтверных компаний рынках выступающие предложили создавать на мировом рынке ПО бренд «Россия». «Нужно, чтобы лет через десять было несколько российских ИТ-компаний, название которых знали бы во всем мире, как знают Кремниевую долину, голливудское кино, швейцарский сыр и часы, французское вино», — предложил генеральный директор «Яндекс» Аркадий Волож.
Без мощной государственной поддержки эту цель достичь будет сложно. Она в последние годы появляется, хотя и не очень мощная и не по всем направлениям. «Главное, что налажен контакт с Минкомсвязи», — отметил Дырмовский. Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций РФ, стал своим для участников делового завтрака.