Insight – новое название традиционной международной конференции IBM, посвященной решениям по управлению данными и аналитике. Последние годы ключевой темой этого мероприятия, ранее известного как Information on Demand, были Большие Данные и все, что с ними связано. Переименование объяснил, открывая конференцию, Боб Пиччиано, старший вице-президент IBM, глава IBM Information & Analytics Group. Задача сегодня уже не в том, чтобы правильно работать с данными, объемы и разнообразие которых продолжают расти, а в том, чтобы заставить данные работать с максимальной эффективностью. «Формируется новая экономика, новый цикл создания ценности, основанный на глубоком проникновении в суть происходящих с компаниями процессов и возможности использовать это знание для инноваций», — сказал Пиччиано. Обеспечить это глубокое проникновение (insight) призваны решения IBM для аналитики Больших Данных.
В IBM видят три ключевые составляющие текущей ситуации в ИТ и бизнесе: данные, облака и так называемые «системы вовлечения» (systems of engagement) – новый тип информационных систем, основанный на использовании мобильных и социальных технологий. Эти компоненты тесно взаимосвязаны. Бизнес все больше опирается на системы вовлечения как основной механизм реализации своих задач; аналитика данных из различных источников, в том числе за пределами корпоративного периметра, позволяет находить ответы на вопросы, что и почему происходит, прогнозируя будущие события; а наиболее эффективной средой интеграции, обработки и анализа необходимых при этом данных становится облако.
Последнее было продемонстрировано основными анонсами Insight. Представленные облачные сервисы для работы с корпоративными данными призваны, как отмечают в IBM, дать возможность без проблем создавать мобильные и веб-приложения, использующие аналитику данных из различных источников. В облаке IBM Bluemix, новой среде на базе открытой платформы Cloud Foundry, предлагаются пакет сервисов подготовки данных DataWorks и хранилище данных dashDB с аналитической обработкой данных в памяти. Вместе с Cloudant, приобретенной в начале этого года NoSQL-базой данных в стиле DBaaS, эти решения, как заявляют в IBM, образуют полный комплекс инструментов для поддержки приложений, ориентированных на получение результатов анализа данных на произвольных платформах, включая мобильные.
Для «систем вовлечения», работающих с мобильными устройствами и социальными сетями, интеграция с корпоративными базами данных, ограниченность объемов локального хранения и отсутствие эффективных аналитических средств могут представлять серьезную проблему. IBM предлагает логичное решение – задействовать облачные ресурсы, которые, освобождая компании от затрат на собственную инфраструктуру, быстро предоставят им полноценную и масштабируемую среду работы с данными. Сервис DataWorks обеспечивает безопасную загрузку данных в облачное хранилище с предварительной очисткой, классификацией, сопоставлением неструктурированных данных на основе вероятностных алгоритмов. dashDB позволяет получить из облака сложную инфраструктуру хранилища данных. А интеграция dashDB с Cloudant обеспечивает мобильным решениям необходимую аналитическую поддержку.
Эра когнитивности
Аналитика Больших Данных – одно из стратегических направлений бизнеса IBM, и в его развитии корпорация обладает «секретным оружием», пока недоступным конкурентам. Речь идет о суперкомпьютере Watson. Упоминание об этой системе принято сопровождать отсылкой к телевизионной игре Jeopardy!, в которой Watson победил в 2011 году. С этого момента началась его мировая известность. Однако за прошедшие три года уникальный суперкомпьютер встал на путь более практических применений, которые по значимости намного превосходят удачное участие в телешоу.
В IBM называют Watson когнитивной системой – ее отличает способность понимать запросы, сделанные на привычном человеку языке, анализировать контекст задачи, предлагать варианты решения проблем и формулировать гипотезы для постановки новых вопросов. Эти возможности, безусловно, способны перевести аналитику на совершенно новый уровень. В IBM отводят Watson ключевую роль в реализации механизмов глубокого проникновения в различные источники данных. Как подчеркнул Боб Пиччиано, такая аналитика способна кардинально изменить целые индустрии и профессии и символизирует переход в новую, когнитивную эру ведения бизнеса.
В IBM реализуют долгосрочную программу коммерциализации Watson. Ее первые плоды начинают появляться с выпуском приложений и сервисов на основе Watson для различных аудиторий пользователей. Делая анонсы новых применений Watson, Майк Родин, в начале этого года возглавивший новое подразделение IBM Watson Group, отметил, что система призвана стать эффективным помощником специалистам в разных областях.
«Люди делают наблюдения и накапливают знания, анализируют полученную информацию и принимают решения. Со временем этот когнитивный процесс позволяет сформировать профессиональную экспертизу. Однако возможности людей перерабатывать информацию ограничены, и это особенно заметно становится сейчас, когда в каждой профессиональной области доступны гигантские объемы данных – статей на специализированных ресурсах, записей в социальных сетях, потоков данных с различных датчиков и устройств зарождающегося Интернета вещей. Человеческий мозг уже не может справиться с этим. Здесь и приходит на помощь Watson», — рассказал Родин.
Суперкомпьютер способен обрабатывать миллионы неструктурированных документов за секунды, а его встроенные алгоритмы машинного обучения и продвинутой аналитики предлагают оптимальные варианты решения задач и помогают формулировать новые. В IBM работают над созданием специальных приложений, обучая Watson языку предметной области, интегрируя нужный контент и настраивая алгоритмы на определенный класс задач. На Insight были представлены три первые такие системы. IBM Watson for Oncology создана в сотрудничестве с онкологическим центром Memorial Sloan Cattering для помощи врачам в выборе способов лечения рака. IBM Watson for Wealth Management предназначена для финансовых институтов и поможет консультантам персонифицировать рекомендации своим клиентам. Третье приложение несколько неожиданное, но способное заинтересовать самую широкую аудиторию: Chef Watson выступает советчиком в создании новых кулинарных рецептов.
IBM также продолжает разработку решений на базе Watson для бизнеса. Вслед за анонсированным в сентябре сервисом Watson Analytics для менеджеров на Insight было представлено приложение Watson Explorer для совершенствования механизмов поиска в корпоративных хранилищах структурированных и неструктурированных данных. Кроме того, IBM интегрирует аналитические возможности Watson с другими своими программными системами – с пакетом решений для управления персоналом Kenexa Talent Suite, платформой коммуникаций и совместной работы Connections и c системой обнаружения киберпреступлений i2.
Все решения на базе Watson – облачные сервисы, доступные на платформе IBM Softlayer. По словам Родина, это демократизирует когнитивные системы. Для продвижения возможностей Watson корпорация работает над формированием партнерской экосистемы – в облаке Bluemix уже предоставляется около 10 сервисов и хранилища контента для разработки приложений, задействующих когнитивные способности Watson, и число таких сервисов планируется расширять. На Insight также была анонсирована программа сотрудничества с университетами, в рамках которой студентов познакомят с тем, как обучать Watson новым областям знаний. Уже с этой осени новые курсы преподаются в Стэнфорде, Беркли, Карнеги-Меллоне и ряде других ведущих американских университетов, а в следующем учебном году программу планируется сделать международной.