Новостей об экспериментах по «подключению мозга к компьютеру» в последнее время немало. Буквально в течение нескольких последних недель свою версию имплантата для связи мозга с компьютером продемонстрировал Илон Маск, пообещав в будущем помочь пациентам с болезнями Паркинсона и Альцгеймера, равно как и тем, кто нуждается в коррекции зрения; исследователи из Института нейробиологии Калифорнийского университета, ищущие пути создания управляемых мозгом протезов конечностей, показали, что благодаря методам машинного обучения парализованные могут управлять курсором силой мысли; в Сколтехе же вместе с коллегами из Франции и Японии рассказали о возможности применения подобных интерфейсов для оценки эмоционального состояния человека.
Ученые же Хельсинского университета научили компьютер «представлять себе» то, о чем подумал человек, и тем самым создали интерфейс мозг-компьютер нового типа. Прежние эксперименты такого рода касались возможности управления, например, курсором на экране «силой мысли», то есть однонаправленного воздействия. Теперь между компьютером и мозгом происходит двусторонний обмен информацией, благодаря которому машина впервые получила способность синтезировать совершенно новые образы с учетом пожеланий человека.
На первом этапе компьютер показывает серии лиц, при этом участников просят сосредоточиться на лицах с теми или иными признаками: улыбающихся, нейтральных, старых, молодых, женских, мужских и т. п. В это время с помощью электроэнцефалографии регистрируется активность мозга участников. Ученые отмечают, что дополнительных мысленных усилий от участников при этом не требуется, и система не «знает», на какой именно признак реагирует человек, — она только способна отличить сигналы соответствия и несоответствия образа заданию.
Через какое-то время после того, как компьютер запомнил реакции на разные лица, тем же участникам предложили подумать о лицах с различными признаками, и компьютер при этом автоматически создавал лица с такими признаками — с улыбкой или без, принадлежащие людям с разным цветом волос, возрастом и т. д.
Авторы исследования уверены, что у него могут быть реальные практические применения. Например, если вы хотите что-то нарисовать, но не умеете, компьютер, «угадав» ваше желание, мог бы в этом помочь. А еще метод позволил бы разобраться, как протекают в головном мозге процессы восприятия. Ученые подчеркивают, что это не «чтение мыслей», а скорее реакция системы на ассоциации, возникающие у людей с разными образами. То есть, если человек думает о ком-то пожилом, его личность компьютер установить не может, но зато способен «понять», какие именно особенности этот конкретный человек ассоциирует с понятием «пожилой».
И, вполне вероятно, уже не далек тот день, когда компьютеры будут привлекать к «мозговым штурмам» не в качестве источника необходимой информации или инструмента для поддержки принятия решений, а на правах полноценного участника коллективного творческого поиска.
Больше информации об интересных событиях, тенденциях и фактах в сфере цифровой экономики, мнений экспертов, а главное — ярких рассказов о решениях на основе данных в социальной сфере, здравоохранении, культуре, образовании, благотворительной и волонтерской деятельности, читайте в новом проекте «DobroData. Данные на службе добра». Пусть тех, кто умеет делать мир лучше, станет больше! Возрастная маркировка: 12+