Группа ученых в Сингапуре разработала систему искусственного обоняния, которая точно оценивает свежесть мяса, имитируя работу носа млекопитающих.
В состав системы входит «штрих-код», меняющий цвет под воздействием газов, выделяющихся при разложении мяса, и мобильное приложение на основе искусственного интеллекта для считывания такого кода. При тестировании «электронного носа» алгоритм сверточной нейронной сети определяет свежесть мяса курицы, говядины и рыбы в коммерческой упаковке с точностью 98,5%. Ожидается, что электронный нос поможет сократить потери пищевых продуктов, подтверждая пригодность мяса к употреблению более точно, чем срок хранения, указанный на упаковке. Теперь разработчики метода «измерения свежести» в реальном времени пытаются распространить свою концепцию и на другие виды скоропортящихся продуктов.
«Электронный нос» работает по тому же принципу, что и обычный нос. Газы, образующиеся при разложении мяса, попадают на рецепторы в носу, которые генерируют сигналы, передаваемые в мозг. Собирая и систематизируя эти данные, мозг идентифицирует запах, возникающий в процессе разложения.
В электронном носу роль рецепторов выполняют 20 полосок штрих-кода, изготовленных из хитозана (аминополисахарид, полученный из панцирей ракообразных) с красителями. В зависимости от вида и концентрации газов красители меняют свой цвет, формируя уникальную цветовую комбинацию – своего рода «отпечаток» запаха для мяса в том или ином состоянии. Точность оценки по результатам тестирования искусственного обоняния составила 98,5–100% для испорченного и 96–99% для свежего и менее свежего мяса.
Биоразлагаемые и нетоксичные штрих-коды можно безопасно применять для контроля свежести пищевых продуктов на всех этапах их пути от производителей к потребителям.
Больше информации об интересных событиях, тенденциях и фактах в сфере цифровой экономики, мнений экспертов, а главное — ярких рассказов о решениях на основе данных в социальной сфере, здравоохранении, культуре, образовании, благотворительной и волонтерской деятельности, читайте в новом проекте «DobroData. Данные на службе добра». Пусть тех, кто умеет делать мир лучше, станет больше! Возрастная маркировка: 12+