Пытаясь обеспечить максимальное соответствие инженерной инфраструктуры ЦОД сегодняшним и завтрашним потребностям в ИТ, организации нередко сталкиваются с серьезными вызовами. Решение этого «уравнения» ложится и на плечи ИТ-директоров. Но не лучше ли перепоручить такую миссию специализированной организации, имеющей опыт обслуживания ЦОД на всех этапах его жизненного цикла? О плюсах и минусах такого подхода для российских предприятий рассказывает Юрий Драбкин, консультант по сопровождению жизненного цикла инфраструктуры ЦОД, компания Schneider Electric
В каких случаях целесообразно привлечь внешних специалистов по инженерной инфраструктуре ЦОД, чтобы повысить эффективность использования его вычислительных ресурсов в интересах бизнес-пользователей?
Прежде всего в случае, если бизнес готов поставить перед службой эксплуатации ЦОД конкретные задачи. То есть бизнес совместно с руководителем ИТ-департамента должен предложить проект, в рамках которого будут выявлены и реализованы конкретные потребности в ИТ – например, внедрение новых сервисов для клиентов или повышение надежности архитектуры критичного для предприятия ИТ-решения. Если такие цели определены, остается только выбрать подходящий инструмент для их достижения. Это могут быть формирование регламента службы эксплуатации инженерной инфраструктуры, монтаж блока системы кондиционирования или внедрение компонента DCIM. Но даже лучшими инструментами нужно уметь пользоваться – необходимы специалисты внутренние или внешние. Внешних специалистов целесообразно привлекать, если площадка корпоративного ЦОД вмещает и задействует более 20 стоек с оборудованием, при этом бизнес организации основан на применении ИТ и не может функционировать, если предоставление ИТ-сервисов остановится.
Разве соответствующие службы предприятий, включая ИТ-департаменты, не могут самостоятельно оптимизировать инженерную инфраструктуру ЦОД под потребности бизнеса в ИТ-ресурсах и сервисах?
Оптимизировать они могут. Но только сторонние эксперты могут дать финансовые гарантии того, что оптимизация проведена качественно и не в ущерб бизнесу организации. Потому что только внешние специалисты способны объективно оценить состояние инфраструктуры ЦОД и предложить проверенные решения для ее оптимизации. Специалисты службы эксплуатации заказчика, конечно, досконально знают свой объект, но иногда именно это мешает добиться нужного результата – им сложно самостоятельно перенести на действующую модель ЦОД лучшие отраслевые практики. Правильнее будет привлечь экспертов, которые уже имеют достаточный опыт выполнения подобных работ на аналогичных площадках. У внешних специалистов и оснащение гораздо лучше. Например, наша компания только в рамках первичного аудита площадок использует специальные технические средства общей стоимостью в сотни тысяч долларов. Приобрести подобный комплекс для анализа и оптимизации инженерной инфраструктуры собственного ЦОД целесообразно, если мощность его потребителей составляет не менее 5-8 МВт. Вместе с тем оптимизация инженерной инфраструктуры – это не только сокращение избыточных мощностей, но и перепрофилирование имеющихся ресурсов. Помнится, у одного российского клиента из финансовой отрасли служба эксплуатации при помощи наших специалистов выявила недогруженные системы инженерной инфраструктуры на двух площадках в Москве и задействовала их, перенеся оборудование с третьей площадки, где находилось 15 стоек. После чего третью площадку вывели из эксплуатации. Проект начинали, чтобы повысить надежность сервиса, а удалось значительно сократить операционные расходы.
Всегда ли бывает экономически выгодно приглашать внешних экспертов для оптимизации инженерной инфраструктуры ЦОД? Когда этот подход не работает?
Опыт нашей работы с российскими организациями показывает, что для решения большинства стандартных бизнес-задач нецелесообразно оптимизировать малые площадки ЦОД, рассчитанные на 10-15 стоек. В этих случаях намного проще и дешевле построить новые площадки, точно спроектированные под требования бизнеса. Помню, как одно российское предприятие из производственной сферы строило ИТ-системы, время простоя которых в течение 20 часов никак не сказывалось на результативности бизнеса. Если ЦОД может не работать сутки подряд и это не влечет никаких убытков, то организации не требуются наши услуги. Но такое невозможно вообразить в финансовой сфере, в телекоммуникационной отрасли или в государственном секторе.