Само собой разумеется, что в компаниях заранее составляют технологические и инвестиционные планы к следующему сезону распродаж. Одновременно идет активное обучение на практике, результатами которого можно будет пользоваться в дальнейшем.
И вот рекомендации, которых стоит придерживаться ИТ-директору, работающему в сфере ретейла.
1. В первую очередь думайте о мобильных технологиях
Ориентация на мобильные технологии поможет победить в этом году, уверена Фиона Свердлов, вице-президент Forrester. Масштабы применения мобильных приложений продолжают стремительно расти: в 2015 году потребители уделяли смартфонам в среднем по 126 минут в день – вдвое больше, чем всего двумя годами ранее.
Чтобы добиться успеха, онлайн-магазин нужно развивать с ориентацией на то, как современные покупатели пользуются смартфонами и мобильными приложениями. Прежде всего нужно обеспечить единство содержания покупательской корзины на всех видах устройств, а это может быть непросто с учетом того, что пользователь не всегда регистрируется в системе. Кроме того, покупатели начинают привыкать к тому, что при поиске на смартфоне сведений о товаре из магазина можно всегда получить дополнительную релевантную информацию, в том числе рейтинги и обзоры.
2. Касса должна стать важнейшим элементом магазина
ИТ-директор может способствовать улучшению кассового обслуживания в физическом магазине – например, обеспечить работу на кассовых аппаратах систем специальных предложений и расчетов по онлайн-заказам. Подобные вещи помогают улучшить впечатление от магазина, побуждая покупателя приходить снова.
В Walgreens, в частности, организовали доставку онлайн-заказов в физические магазины и реализовали простую систему учета скидочных купонов при оплате покупок на кассе. В этом году в компании продолжат внедрять технологии, помогающие привлекать и удерживать покупателей.
3. Следите за «цифровыми талантами» на рынке труда
Расцвет онлайн-продаж сопровождается дефицитом специалистов по мобильным цифровым технологиям. В таких условиях розничные продавцы могут, например, «занимать» необходимые кадровые ресурсы в своих партнерских сетях. Директорам, отвечающим за «цифровое» направление, стоит проходить более широкую подготовку, поскольку потребности организаций сегодня не ограничиваются электронной коммерцией. «Сложности с поиском опытных разработчиков современных приложений, в особенности мобильных, общеизвестны, – отмечают в Forrester. – Задача ИТ-директора – помогать компании идти в ногу со временем, снижая риск ухода ценных специалистов к конкурентам».
4. Отнеситесь со всей серьезностью К ПРОБЛЕМЕ безопасности Интернета вещей
В 2017 году внедрение технологий Интернета вещей продолжится, и торговым сетям необходимо всерьез позаботиться о защите соответствующих систем, чтобы они не стали слабым местом. Одна из сложностей, с которыми столкнутся ИТ-директора в данной отрасли, – распределение ответственности за защиту и сопровождение различных технологий и установку обновлений безопасности.
Устройства Интернета вещей нередко остаются незащищенными, поскольку не рассматриваются как оборудование, за которое отвечает отдел ИТ, а другие сотрудники зачастую не осведомлены о возможных проблемах безопасности. Злоумышленники же, получив сведения об очередной уязвимости таких устройств, не замедлят воспользоваться ею. В каких-то случаях за установку обновлений могут отвечать поставщик или третья сторона, имеющая доступ к системам компании. Даже когда устройство соответствует стандартам безопасности, проблема распределения ответственности может создавать большие сложности.
Офлайн-конверсия онлайн-компаний: Большие Данные для ретейла
Mail.Ru построила систему анализа Больших Данных для оценки эффективности рекламы офлайн-магазинов. Ретейлерам стали доступны новые методы измерения эффективности онлайн-рекламы и способы ее повышения, а также дополнительная информация о поведении посетителей.
Платформа реализована совместно с НПО «Аналитика» и позволяет решать три основные задачи. Первая из них – активация или возврат офлайн-посетителей. Например, это достигается за счет таргетинга, позволяющего выбрать посетителей, не приходивших в торговые точки более месяца. Второй важной задачей является связь офлайн-визитов с итогами онлайн-кампаний. Оценка доли пользователей, видевших рекламу в Интернете и физически пришедших в магазин, весьма нетривиальна. Наконец, любого ретейлера интересует построение портрета посетителя торговых точек на основе его онлайн-данных.
Система позволит рекламодателям лучше узнать свою аудиторию и изучить ее реакцию на рекламные кампании. Кроме того, она позволит оптимизировать работу магазинов и эффективнее управлять потоками посетителей. Агрегированная статистика позволяет выявить, как ведут себя покупатели: сколько проходит мимо, как долго они находятся в магазине, в каких отделах задерживаются дольше. Эта информация обогащается агрегированными данными о взаимодействии посетителей с рекламными кампаниями: таким образом, рекламодатель может измерить конверсию в офлайн-визиты.
Используя полученные данные, компания сможет оценить, какие объявления и форматы привлекают больше всего реальных посетителей, и, соответственно, оптимизировать использование рекламного бюджета. Рекламодателям станут доступны новые показатели эффективности: количество пользователей, которые видели рекламную кампанию и после этого пришли в торговый центр, сколько из них дошли до магазина и до нужного отдела. Кроме того, ретейлер сможет нацелить рекламу на посетителей, которые уже находятся рядом с магазином, но пока не зашли в него.
5. Собирайте точные, актуальные данные
В сезон распродаж важно собирать точные оперативные данные, анализ которых поможет оптимизировать работу магазина, улучшить обслуживание покупателей и повысить продажи. ИТ-директору нужно организовать своевременную доставку данных в удобной форме руководителям и продавцам-консультантам. Современный покупатель привык к возможности быстро приобрести любой товар и к доступности нескольких способов продажи и доставки, поэтому магазину необходим полный и точный обзор складских запасов, обновляемый в реальном времени.
Оперативная доставка руководству точных данных о запасах и продажах необходима для роста бизнеса, максимизации выручки и, что самое важное, обеспечения высокого качества обслуживания покупателей в онлайн- и обычных магазинах.
6. Год API: внедряйте интерфейсы программирования
Интерфейсы программирования способствуют революционным преобразованиям в целом ряде отраслей, от музыкальной до транспортной. Без них невозможны были бы Uber, Google Maps, Pandora и другие приложения. 2017 год может стать «годом API для ретейла»: торговая отрасль пока отстает по уровню внедрения интерфейсов программирования, хотя в последнее время начинает догонять остальные.
API различных сервисов будут важны для процессов оптимизации запасов, расчета и соблюдения сроков доставки, предугадывания пожеланий современного покупателя и оперативного мониторинга работы цепочки поставок. С помощью API продавцы смогут конкурировать в условиях новой реальности, доставляя товары в максимально сжатые сроки благодаря сквозной прозрачности и высокой операционной эффективности логистических сетей.
– Sharon Goldman. 6 things retail CIOs need to keep in mind in 2017. CIO. JAN 4, 2017