Дальневосточное рыбопромысловое предприятие «Доброфлот» связало ИТ-активы, размещенные на морских судах, с ИТ-ресурсами на суше, создав единую защищенную корпоративную сеть для всех пользователей компании. Проект по подключению морских судов «Доброфлота» к спутниковой связи выполнен компанией Orange Business Services на базе международного сервисного пакета Maritime VSAT. Инфраструктура морской связи на основе технологии VSAT расценивается в «Доброфлоте» прежде всего как средство цифровой трансформации компании. Но комплексные решения VSAT могут стать альтернативой «наземным» коммуникациям, объединив ИТ-системы предприятий не только на море, но и в труднодоступных местах на суше.
Согласно условиям договора с провайдером, через терминалы спутниковой связи, ориентированные на космические аппараты «Экспресс АМ5», на первом этапе подключены 14 судов «Доброфлота». В рамках пятилетнего контракта Orange предоставляет заказчику полный комплект услуг Maritime VSAT, реализующий концепцию «полноценного офиса в море». Услугами из этого сервисного пакета уже пользуются более 300 морских судов по всему миру.
Глобальная инфраструктура космической связи Orange, включающая 26 телепортов, позволяет подключить терминалы VSAT к 30 геостационарным спутникам. В России решение Maritime VSAT опирается на собственную магистральную инфраструктуру компании и шесть телепортов космической связи, расположенных на территории нашей страны.
Заявлено, что установленные на судах терминалы обеспечивают пользователям на судах «Доброфлота» гарантированную скорость доступа в Интернет на уровне 2 Мбит/с, а также возможность расширения канала до 6 Мбит/с и спутниковый роуминг. Объем входящего и исходящего трафика контрактом не ограничен.
Контрактом предусмотрено, что все необходимое оборудование (терминалы VSAT, коммутирующие устройства, ИБП и пр.) и каналы связи предоставляются заказчику компанией Orange. Кроме того, провайдер взял на себя все пусконаладочные работы и обслуживание установленного оборудования, включая мероприятия по WAN-оптимизации трафика внутри корпоративной сети. Аренда оборудования и сервис будут оплачиваться по весьма экономичному месячному тарифу.
Инфраструктура морской связи на базе технологии VSAT рассматривается в «Доброфлоте» и как средство для реализации стратегии цифровой трансформации, и как более технологически современная и экономически эффективная замена действующим системам космической связи на море – Inmarsat и Iridium. В отличие от них, решение Maritime VSAT позволяет запускать на судах любые корпоративные приложения, а также дает возможность улучшить условия длительного пребывания сотрудников компании в открытом море – они получили доступ к широкому спектру коммуникационных и развлекательных интернет-услуг.
«Доброфлот» бесшовно объединил ИТ-активы, размещенные на морских судах, с ИТ-ресурсами на суше, создав единую защищенную корпоративную сеть для проектов цифровой трансформации
Как сообщил ИТ-директор «Доброфлота» Евгений Степанов, в сравнении с прежним коммуникационным решением, основанным на сетевом подключении к системам Inmarsat и Iridium, объем использования услуг связи в «Доброфлоте» вырос кратно: в 20 раз увеличился объем служебных и частных переговоров по голосовой связи, и в 80 раз повысился объем передаваемого трафика между кораблями и центральным офисом.
Но главное, что на основе Maritime VSAT в объединенной ИТ-среде могут быть запущены серверные приложения «1С» – «Электронный промысловый журнал» и «Заявка на снабжение». Теперь можно будет в реальном времени отслеживать объем выловленной рыбы и отгрузку конечной продукции, оперативно управлять привлеченными материальными ресурсами.
А в перспективе планируется задействовать спутниковые каналы VSAT для различных проектов в сфере Интернета вещей: контроля судового оборудования в реальном времени, запуска сервисов с применением очков дополненной реальности для удаленного инструктажа экипажей (такое решение сейчас разрабатывается в Orange).
По данным компании «Транзас», российский рынок морских решений VSAT находится в начальной стадии формирования. Судовладельцами в России используются порядка 400 терминалов VSAT (в основном на речных судах), что составляет 1,5-2% от общемирового рынка. Тем не менее эксперты прогнозируют повышение спроса на услуги такого рода и дальнейший рост российского рынка примерно на 10% в год. В частности, на Дальнем Востоке работают порядка 15 компаний, соразмерных «Доброфлоту». Все они могли бы воспользоваться услугами Orange Maritime VSAT.
Стоит отметить, что технология VSAT активно применяется и на суше. Она поможет предприятиям с развитой филиальной сетью надежно связать центральный офис с подразделениями, расположенными в удаленных точках – там, где современные каналы фиксированной связи еще отсутствуют или слишком дороги.
История компании «Доброфлот» начинается в 1911 году, когда в бухте Тафуин залива Петра Великого князь Николай Шаховской построил первый краборыбоконсервный завод. В настоящее время у компании имеется 15 рыбодобывающих судов, три рыбоперерабатывающих плавзавода, в том числе крупнейший в России КРКПБ «Всеволод Сибирцев», а также шесть транспортных судов-рефрижераторов. Благодаря технологии VSAT все суда компании будут объединены с центральным офисом в единую защищенную корпоративную среду для работы с общими корпоративными приложениями.