Вопрос подготовки хороших специалистов всегда стоял остро, а в иные времена «кадры решали всё». С началом каждого нового учебного года эта проблема выходит на первый план, и в редакционной статье сентябрьского выпуска журнала уместно напомнить о ней.
По данным портала Superjob, средний заработок в российской ИТ-индустрии составляет весомые 71 тыс. руб., однако квалифицированные специалисты в некоторых областях, таких как разработка облачных приложений, ИТ-безопасность или анализ данных, зарабатывают намного больше. Тем не менее ИТ-специалистов не хватает – службы занятости сообщают о десятках тысяч открытых вакансий.
В стране действуют 450 вузов и сотни курсов в системе среднего профессионального образования, где готовят кадры для ИТ-индустрии. По оценкам РОЦИТ, 14% от совокупного количества учебных программ подготовки специалистов в России приходится на отрасль ИТ. Вместе с тем число бюджетных мест на ИТ-специальности в 2015 году составило всего 32 тысячи. Эксперты считают, что этого недостаточно для поступательного развития отечественной ИТ-индустрии, и предсказывают: дефицит кадров будет только нарастать. Особенно с учетом того, что российские учебные заведения сильно разнятся по своему образовательному потенциалу и качеству обучения. У них много своих проблем, включая кадровые. Поэтому образовательные программы по ИТ-специальностям не всегда соответствуют актуальным и перспективным потребностям рынка труда. Впрочем, спрос на новые специальности в ИТ-индустрии прогнозировать действительно сложно – внезапно проявляются новые тенденции и возникает потребность, например, в проектировщиках нейроинтерфейсов или в киберследователях.
Руководителям ИТ-служб предприятий проблема подготовки кадров знакома хорошо. Для них по-прежнему актуальна дилемма: «воспитать ведьму в своем коллективе» или пригласить со стороны. Многие предпочитают постепенно выращивать собственных специалистов, инвестируя в их профессиональное развитие, внимательно отслеживая их успехи и наклонности. Это огромный пласт сложной, напряженной работы ИТ-директоров, ведь менторство – занятие, требующее педагогических навыков, терпения и такта.
Но ИТ-директорам и самим приходится постоянно обновлять багаж знаний. Учиться необходимо не только потому, что появляются новые информационные архитектуры, стандарты, технологии проектного управления и разработки, такие как Agile, DevOps, Scrum... Нужда в новых знаниях – это еще и следствие трансформации роли руководителя ИТ-службы в ходе цифровизации бизнес-процессов.
О том, что многим ИТ-директорам не хватает профессиональных навыков для работы в цифровую эпоху, много говорилось на ежегодном форуме IT Management Forum 2016, организованном издательством «Открытые системы».
Как отмечали эксперты, цифровая трансформация подразумевает глубокую конвергенцию ИТ и бизнеса. Если прежде ИТ рассматривались лишь как инструмент повышения эффективности (а также качества и обеспечения непрерывности) существующих процессов управления, то теперь ИТ воспринимаются еще и как платформа для формирования в компании новых производственных схем и бизнес-моделей.
А значит, руководителям ИТ-служб необходимо брать на себя ответственность не только за бесперебойное предоставление ИТ-сервисов внутренним заказчикам, но и за результативность деловых процессов. Они должны стать настоящими бизнес-лидерами и вместе с руководителями профильных подразделений инициировать преобразования, ведущие к построению «умного» предприятия, опирающегося на цифровые технологии. Это требует не только новых знаний, но и изменения культуры сложившихся отношений – ИТ-служба должна стать ближе к тем, кто непосредственно занят получением добавленной стоимости, и научиться внимательно реагировать на их запросы. Критичным при этом становится наличие у ИТ-руководителя дополнительного бизнес-образования.
После летнего перерыва ИТ-директорам пора снова сесть за парту и усадить за нее своих «учеников».
Алексей Есауленко