Патрик Макграт, директор направления цифровой трансформации подразделения Dell EMC ECD |
- Почему цифровая трансформация вызывает такое множество проблем, что многие сравнивают ее с рулеткой – рискованной игрой с непредсказуемым результатом?
Почти 70% наших клиентов до сих пор думают, что цифровая трансформация – это переход от бумажных процессов к электронным. Такой переход действительно является важным шагом, но я бы не назвал его трансформацией. Трансформация – это проект, существенно влияющий на бизнес-модель организации, он подразумевает новый образ существования компании. Такие проекты включают три крупные области: изменение методов работы с клиентами, изменение своих продуктов и услуг, а также изменение форм их доставки.
Одна из наиболее очевидных тенденций – трансформация клиентов. За последние годы у компаний накопилось много данных о заказчиках, надо научиться эффективно их использовать. Предстоит по-новому работать с клиентами, определять, насколько они довольны и готовы принять новые предложения, какие сегменты наиболее прибыльны, с кем нужно активнее работать. Для этого очень важно использовать информацию, которую собирает компания извне, и тем более ту, которой клиент сам готов делиться.
Вторая область трансформации – предложения, которые компания готова делать клиенту, и их ценность. Взять, к примеру, газеты. Многие покупают их до сих пор, но сейчас этот бизнес становится цифровым и есть возможность отслеживать предпочтения каждого читателя и предоставлять ему целевой контент – возможно, за дополнительную плату. Это вполне оправданно.
Третья область изменений – доставка продуктов и услуг. Необходимо понять, что является главным активом, интеллектуальной собственностью, как можно рационализировать операции, как это отразится на сотрудниках и потребности в них. Например, возможно, придется прибегнуть к краудсорсингу.
Наконец, цифровая трансформация подразумевает культуру инноваций внутри компании. Бизнес должен принимать идеи – как пришедшие извне, так и родившиеся внутри.
Таким образом, цифровая трансформация – бизнес-проблема. Технологии дают новые возможности, но придумать им эффективное применение должен бизнес.
- Какие проблемы компании испытывают на пути к трансформации?
Один из самых больших барьеров – отсутствие концептуального представления о том, как проводить эту работу, какие изменения необходимы во взаимодействии с клиентами, партнерами, сотрудниками. Много вопросов появляется еще до того, как речь заходит о конкретных технологиях, – при обсуждении методик проведения трансформации.
Отдельно стоит культурная проблема – отношения с молодым поколением, ведь молодых людей довольно много как среди покупателей, так и среди сотрудников, и даже среди бизнес-партнеров. Многое будет зависеть от способности соответствовать их ожиданиям.
Другая распространенная проблема: компании тратят много средств на операционную деятельность и уделяют гораздо меньше внимания инновациям. Когда персонал завален рутиной, шанс успешно реализовать любые преобразования мал.
Наконец, очевидна нехватка компетенций. Для многих компаний это политический вопрос: кто будет анализировать данные и кто – принимать решения на основе анализа?
- Каковы типичные ошибки компаний при проведении программ цифровой трансформации?
Я видел много «ужастиков», например, касающихся неадекватного использования данных в процессе принятия решений. Но главное все-таки – катастрофический недостаток гибкости.
В жизни происходят серьезные изменения, многие из них затрагивают отрасль ИТ. Мы начинаем на практике, а не только на словах использовать методики Agile. Их популярность растет именно потому, что они действительно позволяют улучшить связь между ИТ и бизнесом, сократить цикл внедрения инновационных решений. Однако компании по-прежнему предпочитают предварительно разрабатывать горы документации, прежде чем приступить к делу, вместо того чтобы создать команды, способные быстро оценить потенциальный результат проекта.
Еще одна распространенная ошибка – комплектование менеджерским составом в ходе трансформационных проектов. Очень немногие компании нанимают на роль трансформатора «цифрового» директора – человека, обладающего необходимыми компетенциями, чаще всего работа возлагается на плечи CIO. Это серьезная тактическая ошибка: нужна правильная персона, способная стать катализатором изменений, объединить бизнес и ИТ.