Как показали результаты исследования, проведенного IDC, в настоящее время несколько отраслей задают тон развитию Интернета вещей в России: производство, транспорт, энергетика. На эти вертикали в совокупности приходится более 50% общего объема рынка. Следующий по объему инвестиций – государственный сектор.
Таким образом, виден явный перекос: использование Интернета вещей, направленное на оптимизацию внутренних процессов, существенно опережает взаимодействие с «внешним миром» – например, с клиентами. Тем не менее пилотные проекты в сельском хозяйстве, розничной торговле, добывающей промышленности и здравоохранении окажут значительное влияние на распространение технологий Интернета вещей в этих отраслях.
Между тем около 20% компаний, опрошенных SAS, главным преимуществом концепции Интернета вещей считают «связь с клиентами», далее идут «автоматическая диагностика» (17%) и «отслеживание активов» (16%). С точки зрения результатов список популярных ожиданий респондентов возглавляют операционная эффективность и улучшение клиентского опыта.
Что касается вызовов, с которыми сталкиваются и которые преодолевают компании при внедрении Интернета вещей, то в первую тройку вошли необходимость анализа данных в реальном времени, вопросы безопасности и управление культурными изменениями.
Как отмечают эксперты, главная проблема заключается в том, что технологические решения на рынке уже присутствуют, но конечные пользователи пока испытывают нехватку конкретных сценариев использования технологий, которые принесут ощутимые результаты. Такие сценарии должны подразумевать набор технологий, созданный для эффективного решения определенного спектра задач. Возможности для поставщиков решений заключаются прежде всего в помощи заказчикам при поиске и реализации новых конкурентных преимуществ – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Источник: SAS, 2016 |
«SIM-карта в телефоне клиента дает возможность довольно точно определить местоположение человека и траекторию его движения. Эту информацию телеком-операторы имели давно, и сейчас банки активно к ней подключаются, так как она помогает, используя инструменты аналитики, находить предложения, действительно интересные клиенту», – подчеркнул Андрей Попов, руководитель дирекции ИТ «Райффайзенбанка», в рамках конференции «Интернет вещей: возможности для бизнеса».
Например, «Райффайзенбанк» первым среди российских банков подключил внутри мобильного приложения технологию геофенсинга, позволяющую при подходе клиента к партнерской торговой точке информировать его об интересных предложениях. В руках банков огромное количество информации, и ее анализ позволяет модифицировать банковские продукты, делать их более персонализированными. Благодаря именно Интернету вещей можно вовремя предложить клиенту то, что его действительно заинтересует.
Использование Интернета вещей в торговле пока далеко от того, что можно назвать распространенным. В ретейле во главу угла поставлена борьба за покупателя, наиболее актуальны технологии для взаимодействия с клиентом и оптимизации работы с ассортиментом.
«Ретейлеры готовы экспериментировать, только если видят в технологии реальную возможность заработать или оптимизировать свои расходы», – признает Кирилл Дубчак, директор по ИТ компании «Эльдорадо». Сегодня наиболее актуальны решения, связанные с анализом поведения покупателей, с их идентификацией и, как следствие, формированием персонализированных предложений, которые помогут получить дополнительную выручку.
Действительно, применение Интернета вещей в магазинах может быть гораздо шире. Первое, что может улучшить любой ретейлер, – персонализированная работа с покупателем. Важно понимать, кто пришел в магазин, знать его профиль и «вести» по процессу совершения покупок. Если говорить о конкретных технологиях отслеживания поведения покупателей, то это видеоаналитика в связке с картами лояльности.
Традиционный минус карт лояльности – то, что клиент идентифицируется только на выходе из магазина, при оплате покупки. В тот момент, когда становится возможным сделать ему персональное предложение, товары уже приобретены. Система видеоаналитики, привязанная к картам лояльности, позволяет идентифицировать клиента уже на входе, давая возможности для взаимодействия с ним, ограниченные только фантазией.
Ряд зарубежных компаний уже используют полную цепочку технологий внутри магазина: покупатель, идентифицировавшись по карте лояльности, может взять терминал в руки и собирать покупки, получая персональные предложения, а оплатить их может на терминале самообслуживания. Это помогает снизить затраты на персонал и несет существенную имиджевую составляющую.
«К сожалению, главный эффект от Интернета вещей в торговле – пока не рост продаж, а оптимизация расходов. И это основная причина, сдерживающая развитие этих технологий в России», – говорит Дубчак. Подобные решения ретейлеры время от времени рассматривают, кладя на одну чашу весов затраты, а на другую – прогнозируемый доход. Пока они не видят прямых возможностей заработать.
Еще одной весьма перспективной областью применения технологий Интернета вещей должна стать логистика. В «Эльдорадо» периодически задумываются об использовании RFID-меток в этих целях, однако затраты на такие проекты пока что не окупаются.
«Система видеоаналитики способна определить на входе в магазин не только личность клиента, но и его эмоциональное состояние, а значит – как с ним надо работать и что предлагать», – уверен Сергей Нурисламов, врач-психиатр, руководитель клиники «Врачи». Активно развиваются различные нейротехнологии, в том числе нейромаркетинговые оценки, позволяющие не только определить, куда именно человек смотрит, но и каким образом. Становится видно, какие предметы посетитель рассматривает, какие эмоции испытывает. Вау-эффект, сопровождающийся расширением зрачков, перестает быть тайной и становится достоянием системы видеоаналитики. Эти технологии великолепно сочетаются с «умными» ценниками, отображающими цену в зависимости от реакции человека на товар.
Начав сбор подобных биометрических данных, можно очень глубоко исследовать потребителя. Здесь ограничением могут быть только этические вопросы – насколько допустимо внедряться в личную информацию о человеке.
«В РЖД уже давно прорабатывается и реализуется программа “Цифровая железная дорога”, и Интернет вещей является важной ее частью», – рассказывает Кирилл Семион, директор филиала РЖД – ПКТБ по системам информатизации. При этом использование технологий для предоставления сервисов пассажирам не менее важно, чем оптимизация и повышение эффективности внутренних процессов. Сейчас, например, разрабатывается концепция «Умный вокзал», помогающая людям ориентироваться на территории вокзалов и определяющая, какие дополнительные услуги возможно предложить пассажирам, в том числе непосредственно в поездах.
Любое путешествие состоит не только из поездки в вагоне. Практически каждому клиенту необходим набор типовых услуг: информационное сопровождение, развлекательный контент, перевозка от вокзала до места назначения. Но аналитика позволит пойти гораздо дальше. Имея набор информации о постоянных клиентах, можно говорить о персонифицированных сервисах.