Чем выше поднимается человек по карьерной лестнице, тем труднее ему реализовать одну из базовых социальных потребностей — общение с себе подобными. ИТ-директор нередко испытывает дефицит подобного общения, и дефицит этот невозможно восполнить, встречаясь с коллегами только на конференциях. Более подходящая форма делового общения в узком кругу — клуб. Во многих регионах клубы, организованные инициативными ИТ-руководителями, за много лет работы успели стать вполне зрелыми объединениями профессионалов. Каким должен быть CIO-клуб, чтобы общение с коллегами приносило пользу ИТ-директорам и их интерес к профессиональной площадке не угасал?
Свой среди своих
CIO-клубы создаются главным образом по территориальному признаку, так как это позволяет чаще собираться и оперативнее получать из первых рук свежую информацию — концентрированную, неприглаженную и актуальную для конкретного региона. Чтобы эффективно реализовать такую возможность, организаторы стараются создать не только продуманный механизм обмена информацией, но и особую, доверительную атмосферу.
«Любое сообщество должно строиться по принципу полезности для участников, — полагает Сергей Голубицкий, председатель Новосибирского клуба ИТ-директоров. — Но дело в том, что быть полезным большому количеству участников сложно, поскольку уровень профессионального развития у всех разный». По его мнению, нужно стремиться к полезности для максимально возможного числа участников. Со временем, когда специалист переходит на «следующий уровень», его интерес к клубу может снизиться или вообще угаснуть, и тогда он будет искать общения в другом сообществе. Это естественный процесс роста. Но некоторые ИТ-директора могут оставаться активными членами клуба, даже если они его «переросли», становясь своего рода гуру для менее опытных коллег. «Если сообщество способствует профессиональному росту его участников, значит, оно существует не зря», — уверен Голубицкий.
Алексей Затопляев, президент Клуба ИТ-директоров Калининградского региона, считает, что клуб будет интересен и полезен для своих членов, если он будет максимально практическим. «Если удастся создать внутри атмосферу открытости, когда коллеги не стесняются обращаться друг к другу за советами и свободно делятся опытом, тогда можно рассчитывать на долгую жизнь сообщества», — уверен он. Если добавить к этому визиты специалистов из других регионов, а также тех представителей компаний-партнеров, кто не ограничивается продуктовой рекламой и готов делиться практическим опытом и результатами своих проектов, то «жизненный тонус» клуба повысится еще на несколько пунктов. Впрочем, любой член клуба, готовый делиться своим опытом с коллегами, не только становится востребованным в качестве «советчика», зачастую он может выступить и в роли оплачиваемого консультанта. «Все знают, что лучше учиться на чужом опыте, чем на собственном. Во всяком случае — дешевле. На практике такой подход очень редко встречается, но именно этот принцип изначально был положен в основу работы нашего клуба, — сказал Затопляев. — И смею заверить, он работает».
CIO-клуб — это прежде всего уютное место для общения и в то же время площадка для конструктивного обмена опытом, отметил Денис Келейников, директор Клуба ИТ-директоров Удмуртской Республики. «Главное, что должно быть в клубе, — это атмосфера, в которой коллеги могут почувствовать себя в «своей тарелке» среди таких же, как они, — говорит он. — В этой компании нет места лицемерию и пафосу — все едины и равны. Каждый может поделиться и успехами, и проблемами, и каждый найдет благодарного слушателя или оппонента».
Юрий Шойдин, член правления Российского союза ИТ-директоров, сформулировал три требования к профессиональной площадке. Во-первых, клубное сообщество формирует доверенную среду, где можно получить много разной информации. Отсюда следует, что клуб должен иметь закрытую от поставщиков зону, в которой можно общаться. Во-вторых, клуб — это не только мероприятия, но и система дополнительного обучения. «У каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны, а значит, есть что сказать и есть чему поучиться у коллег», — указал Шойдин. И в-третьих, клуб должен быть интересен всем слоям участников, проводимые им мероприятия должны удовлетворять как неофитов, так и гуру.
«Препятствие только одно — мы сами», Юрий Шойдин, член правления Российского союза ИТ-директоров |
Добиться этого не просто. «Самая сложная задача — обеспечить привлекательность того или иного мероприятия для всех потенциальных участников, — полагает Алексей Кравченко, директор управляющего офиса Клуба 4CIO. — Нужно не только находить новые формы и содержание, но и обсуждать их с членами сообщества». Крайне важно реагировать на инициативы, ведь у каждого ИТ-директора уникальный опыт за плечами.
Рецепт эффективности: целеустремленность плюс активность
Зачастую в клубной жизни для ИТ-руководителя важен не столько обмен опытом с коллегами, равными по статусу, сколько общение с экспертами, знающими до тонкостей отраслевую специфику и «съевшими собаку» на решении проблем, которые менее опытным руководителям представляются трудноразрешимыми. Чтобы участие в сообществе оправдало ожидания и не принесло разочарования, следует придерживаться простого правила: целеустремленность должна сочетаться с активностью.
Так, Голубицкий советует ИТ-руководителям исходить из конкретной цели. Одна из основных целей новых участников — повышение своего профессионального уровня. Для ее достижения следует активно участвовать в мероприятиях, проводимых сообществом, предлагать организаторам освещать темы, которые интересны данному участнику. Если цель состоит в расширении круга полезных знакомств, то нужно выделить наиболее опытных и квалифицированных участников сообщества и в первую очередь познакомиться именно с ними. Это будет полезно и для профессионального роста. Третья цель — cамореклама и самопиар — обычно достигается самим участием в сообществе. На сайте клуба появляется имя ИТ-директора, и тот получает возможность сообщать о принадлежности к сообществу в своем портфолио.
Келейников рекомендует быть открытым, больше общаться с коллегами и партнерами, проявляя активность и не боясь задавать вопросы и обозначать проблемы. Почти всегда рядом окажется коллега, который поможет в решении той или иной задачи и с радостью поделится опытом.
Чтобы максимизировать эффективность своего членства в клубе, ИТ-директор должен быть активным, подчеркнул Кравченко. «Принцип очень простой: если это интересует меня, то, скорее всего, будет интересно и другим, — утверждает он. — Предлагайте, публикуйте на сайте свои идеи, не опасайтесь попасть «не в тему» и не стесняйтесь быть непонятыми. В этом случае и лично вы, и все остальные члены сообщества получат ту информацию или опыт, за которыми и пришли в клуб».
Отчего же не всегда получается сделать профессиональное общение по-настоящему плодотворным? «Препятствие только одно — мы сами, — уверен Шойдин. — Можно подвести лошадь к воде, но заставить ее пить, увы, нельзя». Для начала нужно ответить на вопрос «Зачем мне клуб?». «Эффективность клуба для каждого ИТ-руководителя своя, и каждый сам должен сделать выбор: хочет он просто встретиться, получить поддержку при смене места работы или научиться выступать перед публикой», — заметил Шойдин. Если кто-то не смог достичь в клубе поставленной цели, то, вероятно, цель была за пределами возможностей сообщества.
Основная проблема при общении в CIO-клубе — это страх показаться коллегам некомпетентным, обусловленный распространенными стереотипами, утверждает Келейников: «Клуб — это вовсе не конкурентная среда, это ваше «место силы»».