Своими активами люди управляли всегда. И, понятное дело, старались делать это правильно — иначе рано или поздно активы свои теряли. В последние три десятка лет, в связи с усложнением самих активов и развитием инфокоммуникационных технологий, управление активами выделилось в отдельную дисциплину, со своими стандартами и законами.
Особенностью «физических» активов современных предприятий является то, что в пресловутом «хорошем управлении» ими заинтересован чрезвычайно широкий круг лиц. «Это и собственники предприятий, поскольку физические активы определяют эффект их экономической деятельности. Это и руководители, чьей областью ответственности является эффективное использование активов. Это и потребители, поскольку технологический уровень и техническое состояние физических активов определяют качество продукции и услуг. Наконец, это все перечисленные лица в совокупности, а также все работники организаций, равно как и население близлежащих территорий, заинтересованное в том, чтобы физические активы были безопасны и не загрязняли окружающую среду», — отметил Игорь Крюков, заместитель генерального директора научно-производственного предприятия «СпецТек» по качеству, выступая на шестой по счету конференции «Жизненный цикл актива. Стандартизация. Интеграция. Интеллектуализация». Крюков также возглавляет Технический комитет по стандартизации № 86, на который Росстандарт возложил разработку стандартов по управлению активами.
Дмитрий Гапотченко, заместитель главного редактора еженедельника «Computerworld Россия» |
В области стандартизации самую большую проблему, по мнению экспертов, составляет то, что руководители и собственники многих российских предпрятий до сих пор не осознали важности правильного управления активами — на основе стандартов и с учетом рисков, считает Михаил Рогов, основатель Евразийской ассоциации риск-менеджеров. По его мнению, грамотный риск-менеджмент не только уменьшает вероятность собственно «несчастных случаев» всякого рода, но и благотворно влияет на инвестиционную привлекательность компании.
Недостаток понимания можно списать как на общее отсутствие «системно-инженерного мышления» у руководителей, так и на их загруженность «текучкой». Кроме того, внедрение правильной системы управления активами требует зачастую перестройки бизнес-процессов предприятия и стиля работы его руководства. Поэтому, как отмечают консультанты, нередко решимость руководителей «жить по-новому» иссякает, когда они видят, сколько им придется изменить в компании и в себе. И просят сделать какой-нибудь облегченный вариант рекомендаций, позволяющий «менять, ничего не меняя».
Тем не менее у нас в стране есть и положительные примеры внедрения интегрированных систем управления активами, учитывающих взаимосвязь и взаимное влияние основных подсистем. На конференции положительным опытом делились представители различных структур компании «Лукойл», в основном, правда, Lukoil Overseas Service, работающего на зарубежных рынках. Но и «Лукойл-Западная Сибирь» имеет пример создания совместно с компанией «Парма-Телеком» средств интегрированного моделирования для сценарного анализа разработки месторождения, которые помогли компании более точно учитывать изменение различных параметров в ходе добычи нефти. По мнению Андрея Гнездилова, коммерческого директора компании «Парма-Телеком», созданная система — яркий пример интеллектуализации, то есть «стремления решать ранее неразрешимые задачи управления, достигать своевременных и безошибочных решений на основе применения технологических инноваций».
С технологической стороны для интеллектуализации есть все предпосылки. Необходимые решения и методологии готовы предоставить как зарубежные производители и консультанты, так и отечественные. Дело, как неоднократно подчеркивалось на конференции, за руководителями и собственниками компаний — далеко не все из них готовы менять бизнес и меняться сами. Есть надежда, что импульсом к пересмотру позиции для них станут действия предприятий, которые научились решать сложные задачи с помощью инноваций. Задача, которая по плечу ИТ-руководителям, — найти наиболее подходящие для их предприятия примеры и познакомить с ними свое руководство.
• Дмитрий Гапотченко, заместитель главного редактора еженедельника «Computerworld Россия»; gdi@osp.ru