Все больше компаний приходят к необходимости наводить порядок в парке мобильных устройств. Зрелость решений класса Mobile Device Management во многом определяет конкуренцию, и отдельную категорию представляют поставщики аутсорсинговых услуг. Ричард ван Вагенинген, генеральный директор Orange Business Services в России и странах СНГ, рассказывает о перспективах аутсорсинговой модели управления мобильными устройствами.
Насколько сегодня реально передать в аутсорсинг функции управления парком мобильных устройств (MDM)? В чем выгода и риски такого решения?
Ричард ван Вагенинген, генеральный директор Orange Business Services в России и странах СНГ |
В любом аутсорсинге есть свои риски. Они не больше и не меньше, чем у внутренних сервисов. Зависимость от провайдера, высокая цена миграции от одного поставщика к другому, иногда несоответствие цены и качества услуг, опасения по поводу информационной безопасности. Рынок аутсорсинга решений MDM в России, по нашим оценкам, составляет всего 8%. Тем не менее он интенсивно развивается в последние годы, главное — найти правильного поставщика.
Согласно исследованиям, в мире около 95% сотрудников компаний используют по крайней мере одно личное устройство для работы. Это означает, что компаниям необходимо уже сегодня принять правила игры — иначе они останутся на пять лет позади конкурентов. На Западе это давно уже тренд, и компаниям, встающим на путь мобильности, стоит обращаться к провайдерам с глобальной экспертизой и доступом к инновационным разработкам. При этом перед любым ИТ-директором встает ряд вопросов, касающихся защиты данных, централизованного управления устройствами, разделения корпоративной и личной информации.
Конечно, можно управлять парком мобильных устройств самостоятельно. Однако использование собственных ресурсов для решения этой задачи требует постоянного обновления платформ и значительных затрат. Например, требуются ощутимые единовременные инвестиции для развертывания инфраструктуры, которая, с учетом темпов развития мобильных технологий, может устареть уже буквально завтра.
С этой точки зрения централизованное управление мобильными устройствами имеет ряд преимуществ: перевод капитальных издержек в операционные, разгрузка ИТ-отдела и плата только за используемые устройства. При этом сама платформа развернута в частном виртуальном облаке сервис-провайдера, который гарантирует защищенность информации. Заказчики получают в распоряжение единую консоль и пользовательский портал для управления устройствами.
Какие плюсы дает передача в аутсорсинг функции обеспечения информационной безопасности мобильных устройств?
Аутсорсинг информационной безопасности мобильных устройств в разы надежнее. Объясню почему. Как констатируется в последних исследованиях, 31% всех инцидентов информационной безопасности происходят по причине кражи или утери мобильных устройств. От неосторожных действий инсайдеров случается до 27% инцидентов, а от умышленных — 12%. Кроме того, известный факт, что платформы мобильных устройств подвержены заражению вирусами. Исследования Cisco показали, что в 2013 году 99% вредоносного ПО направлено на Android. А за последний год число вредоносных мобильных приложений возросло в 600 раз.
Платформы, с которыми работают сервис-провайдеры, позволяют реализовать управление независимо от оператора сотовой связи на уровне самих устройств, обеспечивая контроль доступа к корпоративным ресурсам в соответствии с заданными ролями, применение политик безопасности, загрузку приложений, разделение корпоративной и личной информации. Вся корпоративная информация, а также бизнес-приложения находятся в «контейнере» и удаляются при потере устройства. Для обеспечения безопасности данных, передаваемых в публичных сетях, может применяться шифрование, а самый эффективный способ — это создание отдельных туннелей для каждого сеанса и приложения.
В чем отличие предложений по аутсорсингу процессов управления устройствами у разных игроков рынка — операторов связи, системных интеграторов, поставщиков бизнес-услуг?
Действительно, услуги по управлению мобильными устройствами предоставляют различные провайдеры, у каждого есть сильные и слабые стороны. В частности, на этот рынок стремятся выйти сами сотовые операторы, ведь клиентам проще продолжить отношения с теми компаниями, кто уже оказывает им услуги. Однако обычная практика операторов связи — оставлять вопросы обеспечения безопасности и интеграции на плечах заказчика. Надо искать такого поставщика, который возьмет на себя и безопасность, и интеграцию, и управление контентом и приложениями. В этом сегменте российского рынка мы видим лишь единицы конкурирующих компаний.
Между тем перспективы рынка MDM и аутсорсинга таких услуг заключаются в ролевом распределении прав доступа и применении индивидуальных уровней безопасности для каждого пользователя. Обеспечить такое решение можно только при интеграции решений MDM с основными бизнес-процессами заказчика, что не входит в профиль бизнеса сотовых операторов. Именно таким путем идут провайдеры бизнес-услуг, создавая закрытую информационную среду, охватывающую мобильные устройства.