1. Сделайте «уборку»
Вместо подробного списка рабочих обязанностей и повседневных задач сосредоточьтесь при составлении резюме на том, как вы решали рабочие задачи, советует Дональд Бернс, исполнительный карьерный консультант Executive Promorions: «Подобные истории успеха относятся к числу важнейших элементов резюме. Вам надо не только указать результаты, которые вы принесли работодателю, но и описать их контекст, особенно если эти результаты были достигнуты в сложных условиях. Дело не в количестве информации, которую вы приведете, а в том, чтобы рассказать историю вашей карьеры в достижениях».
2. Ориентируйтесь на тех, кто вас будет читать
Секрет хорошего стиля, в том числе в резюме, — ориентироваться на потенциального читателя, уверен Стивен Ван Вриде, исполнительный архитектор решений IT Tech Exec, компании, занимающейся карьерным менеджментом. Но когда нужно написать о самом себе в резюме, тут даже профессиональные писатели могут зайти в тупик, отмечает он. «Даже при впечатляющем списке работодателей, проектов и успехов на консалтинговом поприще, прекрасных рекомендациях и характеристиках на вас ни за что не обратят внимания, если все это читателю не интересно», — полагает он.
Ван Вриде рекомендует соискателям задаться вопросами: «Кто будет читать резюме и что они ожидают увидеть? Найдет ли отклик сообщение, которое я пытаюсь передать, у читателей — рекрутеров, менеджеров по найму и кадровиков? Если ответ — «не совсем», это может значить, что ваше резюме нуждается в переработке».
3. Расскажите убедительную личную историю
Разработка личного «бренда» на основе истории вашей карьеры важна, чтобы резюме не оставляло ощущение отсутствия индивидуальности, отмечает Бернс: «Мне подобные резюме встречаются часто — я их называю «скучный бред без бренда». Их берешь и никогда не можешь понять с первого взгляда, что именно претендент ищет и в чем он хорош».
Стоит покопаться в воспоминаниях и выбрать историю, которая сделает рассказ о карьере, работе и опыте более интересным и увлекательным для потенциальных работодателей.
4. Пользуйтесь опытом продаж
Самый важный элемент в резюме — это показатели: цифры продаж, количество совершенных сделок, достигнутые цифры оборота и т. д. «Нужно перечислить важные детали, показатели результативности, — подчеркивает Росс Макферсон, президент Career Quest, эксперт в области карьерных стратегий. — Без показателей вы просто не сможете выделиться на фоне других кандидатов с аналогичным опытом работы и образованием. Если, описывая каждую свою должность, вы просто перечисляете обязанности, то упускаете шанс показать, насколько хорошо вы работали».
5. Обновляйте свое резюме
Как минимум раз в год уделите время обновлению резюме, советует Кейтлин Сэмпсон, карьерный консультант Regal Resumes. Обратите внимание на оформление документа, проверьте, чтобы вся информация о нынешних и прошлых работодателях была верной, и добавьте новые навыки, опыт и знания, приобретенные за последний год.
Стоит также исключить места, где вы работали больше 10–15 лет назад, а также убрать опыт работы, не имеющий отношения к должности, на которую вы претендуете сейчас. «Если вы 22 года тому назад три месяца работали в бакалейном магазине, это упоминать не нужно», — поясняет Сэмпсон. И не забудьте о проверке орфографии. Пропущенные запятые или несколько слов с ошибками, возможно, не кажутся вам большим грехом. Но для менеджера по найму или работодателя это может иметь огромное значение. Если не уверены в чем-то, пусть ваше резюме посмотрят друзья или коллеги, и не забудьте учесть их советы и исправления.
6. Не скромничайте
Бывает, что скромность и сдержанность нужны, но ваше резюме — это не тот случай, уверена Шерил Линч-Симпсон, исполнительный карьерный консультант Executive Resume Rescue: «Если ваше резюме слишком стандартное, оно потеряется в море идентичных описаний заслуг, которые наверняка есть у любого претендента на ту же должность».
Важно заострить внимание на уникальных достижениях, успехах, навыках и знаниях — особенно для кандидата, который пусть и опытен, но не имеет за спиной десятков лет рабочего стажа.
7. Не лгите
При поиске работы как никогда справедливо выражение, что ложь может помочь в настоящем, но у нее нет будущего. Возможно, выглядит заманчивым приукрасить трудовую историю, преувеличить навыки или даже присвоить себе высокие ученые степени, если это даст вам преимущество перед другими претендентами на сверхконкурентном рынке труда. Но даже если ложь пройдет незамеченной поначалу, потом она неоднократно ударит по вам — вы можете снова оказаться в безработных, да еще и с подпорченной репутацией, отмечает Трейси Кэшмен, старший вице-президент по поиску ИТ-специалистов WinterWyman.
8. Избегайте информационной перегрузки
Большинство работодателей, читая резюме, в первую очередь просматривают даты, круг обязанностей, типы проведенных проектов и прочие детали, но есть тонкая грань между необходимым количеством информации и подробностей, чтобы заинтересовать менеджера по найму или рекрутера, и излишней многословностью, утомляющей читателя.
Чтобы резюме лучше удерживало внимание, придерживайтесь самых ярких и важных моментов вашей карьеры, укажите бюджет проектов, полученные технические навыки, объем экономии времени и денег, а также численность команды, которой вы управляли. Рекрутеры часто обращают внимание прежде всего именно на количественные показатели, а работодатели по ним оценивают достижения и результативность.
9. Не злоупотребляйте сленгом
Если ваше резюме пестрит «модными» словами, жаргоном и малопонятными техническими терминами, вы повышаете вероятность его отправки в корзину.
«Если вы злоупотребляете жаргоном или ваше резюме переполнено цифрами и процентами без контекста, читать его будет очень трудно — это распространенный недостаток большинства встречающихся резюме, особенно ИТ-специалистов, — продолжает Бернс. — Пишите ясным и простым языком, чтобы понравиться читателям, чтобы они вас понимали».
10. Как и когда нарушать правила
В некоторых случаях правила написания резюме созданы, чтобы их нарушать. Иногда необходимо отказаться от традиционного хронологического порядка, чтобы представить карьеру в лучшем свете. «Если вы создали что-то важное в начале карьеры, а остальное время развиваете первоначальный успех, то нужно перевернуть обычную структуру резюме с ног на голову, чтобы продемонстрировать это достижение, — уверен Бернс. — Составляя резюме, я должен сжать типичный двухчасовой рассказ о карьере в документ, который должен быть прочитан и понят примерно за шесть секунд. Подавляющее большинство успешных людей совершают прорыв где-то в середине карьеры или ближе к концу, но если это не так, вам можно нарушить правила, чтобы подготовить впечатляющее резюме, подчеркивающее ваши навыки и опыт, рассказывающее нужную историю».
11. Размещайте достижения так, чтобы они произвели максимальное впечатление
Обычно у автора резюме есть всего 10–15 секунд, чтобы заинтересовать рекрутера, менеджера по найму или кадровика, отмечает Сэмпсон. Поэтому важно наиболее впечатляющие достижения и прочую информацию разместить так, чтобы произвести максимальный эффект. «Резюме привлечет больше внимание с первого взгляда, если разместить эти сведения так, чтобы их прочли и поняли в течение 10–15 секунд после начала чтения, — подчеркивает она. — Если эффективно представить ваши опыт и компетенцию, вы легко заинтересуете читателя и произведете на него благоприятное впечатление».
- Sharon Florentine. IT Resume Makeover: Top 11 Tips From 2014. CIO. Dec 2, 2014