Компания «РЖД» получила обнадеживающие результаты в пилотном проекте внедрения SAP HANA — инструментария бизнес-аналитики, основанного на обработке данных в оперативной памяти. Этот проект был призван решить узкую, весьма специфическую, но очень важную для РЖД задачу — ускорить предоставление отчетности для Правительства РФ на основе данных по раздельному учету доходов и расходов.
Получив 40-кратное ускорение генерации отчетов в пилотном проекте, РЖД планирует в ближайшем будущем реализовать на базе HANA несколько новых направлений автоматизации РЖД. Одно из них — бюджетирование, основанное на анализе отклонений не от предыдущего отчетного периода, а от нормативного расчета. Другое направление — анализ «экономики» железнодорожного транспорта (в том числе выгод и потерь для РЖД) в случае, если часть локомотивного парка будет передана частным инвесторам.
Еще одно направление — построение полной экономической модели железнодорожных перевозок. «Сейчас компания получает доходы по так называемым тарифным расстояниям (по сути — по предположениям о том, как пройдут перевозки), — поясняет Вадим Москаленко, заместитель начальника департамента информатизации ОАО «РЖД». — Нельзя заранее, до отправки вагона с грузом, точно угадать, как поедет этот вагон, по какому именно пути. Оплата же перевозки взимается исходя из кратчайшего расстояния. Но фактический путь может оказаться заметно длиннее — следовательно, себестоимость перевозки будет выше. Задача заключается в том, чтобы сопоставить плановые затраты (а именно по ним рассчитывается наш доход) и фактические затраты на конкретную перевозку. С точки зрения объемов расчетов это огромная задача, и решать ее также планируется с использованием HANA».
В течение 2015–2016 годов планируется осуществить миграцию всех SAP-систем РЖД на технологию HANA. Ожидается, что благодаря применению HANA удастся добиться существенного ускорения их работы, а также сокращения затрат на приобретение аппаратных комплексов.
«Переход на новую систему позволил выявлять назревающие проблемы как можно раньше, когда есть еще время исправить ситуацию», Вадим Москаленко, заместитель начальника департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» |
Устранение ограничений
Заказчиком пилотного проекта по использованию HANA выступило управление управленческого учета ОАО «РЖД». Оно непосредственно отвечает за формирование консолидированной отчетности о всех доходах и расходах компании и за распределение затрат по видам деятельности во всех подразделениях холдинга — а это огромные объемы данных: в РЖД сегодня развернуто свыше 300 бизнес-систем SAP (их серверы размещаются в четырех ЦОД компании), конечными их пользователями являются более 220 тыс. сотрудников РЖД.
По словам Москаленко, на основе отчетности о доходах и расходах производятся выводы о рентабельности различных бизнес-направлений РЖД, о том, насколько соответствуют реальной экономической ситуации действующие тарифы и пр.: «Весь разговор с Правительством РФ происходит на основе данных из этой системы, в ней отражена вся экономика железнодорожного транспорта».
До внедрения нового инструментария подготовка отчетности производилась слишком долго — расчеты занимали более суток. «Надо понимать, что это отчетность для правительства, поэтому к ее подготовке предъявлялись жесткие требования по срокам, да и ответственность за предоставляемую информацию велика», — поясняет Москаленко. По его мнению, в подобных ситуациях, когда на подготовку отчетности накладываются жесткие ограничения по времени, технические ограничения ИТ могут негативно восприниматься бизнес-пользователями, поскольку, с одной стороны, сроки, определенные регулирующими органами, никто сдвинуть не может, а с другой — ИТ-специалисты раньше определенного срока обеспечить формирование отчетности не могут. «Мы стараемся максимально уйти от этого и предоставить бизнесу больше времени на выверку данных и, при необходимости, на повторный перерасчет отчетности», — добавляет Москаленко. В подтверждение своих слов он приводит следующую цифру: переход на HANA позволил ускорить получение отчетности о доходах и расходах в 40 с лишним раз.
Проект, рассказывает он, прошел на удивление безболезненно. Этому во многом способствовало то, что в управлении управленческого учета РЖД, которое выступило его заказчиком, трудятся профессиональные аналитики, умеющие работать как с преднастроенной, так и с гибкой отчетностью.
К жестким, заранее заданным формам отчетности теперь добавилась возможность получать отчеты произвольной формы. «Раньше это было практически нереально — слишком долго приходилось ждать, пока «гибкий» запрос выполнится, — вспоминает Москаленко. — Сейчас время ожидания стало вполне разумным и можно нормально работать».
Для моделирования отчетности по доходам и расходам (в зависимости от предполагаемых структурных преобразований и изменения внешних факторов) в РЖД используется инструментарий SAP BusinessObjects Profitability and Cost Management (PCM), позволяющий создавать, изучать и сравнивать различные информационные модели и затем переносить лучшие из них в систему на базе HANA, которая находится в промышленной эксплуатации.
С завершением пилотного проекта появилась возможность детально анализировать прибыльность каждого сегмента бизнеса РЖД, корректно распределять затраты, обосновывать перед государством необходимые объемы субсидий. «Переход на новую систему позволил выявлять назревающие в компании проблемы как можно раньше, когда есть еще время уточнить данные или как-то исправить ситуацию», — рассказывает Москаленко. Бизнес-процесс, в рамках которого готовится и используется отчетность, сам по себе не изменился, вместе с тем у сотрудников, которых он охватывает, появилось заметно больше времени для продуктивной работы. Кроме того, удалось добиться повышения качества и достоверности результатов.
Обновление «железа»
«С точки зрения архитектуры переход на HANA для нашей компании стал стимулом к миграции с дорогостоящих RISC-серверов на Intel-серверы, — отмечает Москаленко. — Касательно объемов данных, HANA хорошо подходит для обработки массивов до 10–20 Тбайт, то есть для большей части аналитических задач, которые мы планируем решать в ближайшее время».
По его мнению, переход на Intel-серверы будет весьма полезен как для снижения совокупной стоимости владения аналитическими системами, так и для уменьшения зависимости от ведущих западных поставщиков компьютерного оборудования — важно, что в условиях угрозы новых санкций можно будет перейти на оборудование отечественного производства или зарубежных поставщиков из стран, которые не планируют присоединяться к санкциям.