Предприятия, работающие в условиях высокой конкуренции, в поисках новых возможностей для обеспечения своего устойчивого положения на рынке активно интересуются современными цифровыми инновациями и пытаются встроить их в свой бизнес с максимальной пользой. Но готова ли ИТ-инфраструктура к таким инновациям? Выдержат ли сети рост трафика, вызванный переходом на инновации?
Вопрос не праздный, если учесть, что освоением цифровых инноваций (в частности мобильных технологий, многоканального взаимодействия с клиентами, облачных систем и пр.) весьма озабочены представители розничного, финансового, телекоммуникационного и ряда других рынков. В противном случае они сильно рискуют растерять клиентов. Ну или заметно поотстать в эффективности по сравнению с конкурентами.
Как показала дискуссия, развернувшаяся в ходе круглого стола «Цифровизация бизнеса: от ИТ-стратегии до сетевой инфраструктуры», проведенного нашим журналом в рамках третьего международного «Ethernet-форума — 2014», который организовало издательство «Открытые системы», к ответу на вопрос о приведении ИТ-инфраструктуры в соответствие с особенностями цифровых инноваций ИТ-руководители и их организации подходят прагматично. Они не сомневаются в том, что сети выдержат прессинг цифровых инноваций. Основным сдерживающим фактором на пути их использования сегодня являются не технические ограничения, а финансовые. Если инновации способствуют активному увеличению трафика (особенно внешнего), то резко повышаются расходы на оплату телекоммуникационных услуг. В некоторых случаях бизнес готов их оплачивать, в других предпочитает отказаться вовсе от инноваций, не приносящих явную выгоду, либо ищет иные возможности для реализации своих новых идей.
«В том, что возможности наших сетей достаточны, сомнений нет, — уверен Алексей Сученинов, руководитель департамента ИТ компании «Кухонный двор». — Тем более что большинство решений, предлагаемых производителями, ориентированы на те же самые среды передачи данных. Далеко не всем сегодня нужно приобретать новое оборудование. При необходимости можно, например, промасштабировать имеющееся сетевое «железо», нарастив его мощность путем установки дополнительных модулей. Не слишком «широкие», в то же время и не очень дорогие каналы в нашей компании компенсируются тем, что архитектура используемых нами приложений рассчитана именно на эти каналы связи».
Яркий пример инноваций, имеющих альтернативные варианты реализации, — доставка маркетингового видео в точки продаж. «В целях экономии она у нас обычно реализуется посредством рассылки дешевых носителей данных — флеш-накопителей, а не передачи видеоконтента по сети», — рассказывает Антон Левиков, ИТ-директор группы компаний «Новард».
Если часть точек продаж расположена за рубежом, то доставка туда маркетингового видео затрудняется не только из-за того, что она накладна, но и потому, что приходится иметь дело с ограничениями местных регуляторов, напоминает Константин Соловьев, заместитель председателя правления платежной системы «Лидер». Кроме того, в связи с законодательными ограничениями в области информационной безопасности (в частности, персональных данных) финансовые компании с большой осторожностью относятся к использованию публичных облачных сервисов. «Мы обязаны все больше вкладывать в непроизводительные расходы, связанные с требованиями регуляторов по защите информации», — сетует Соловьев. Таким образом, финансовым организациям приходится сдерживать свои инвестиционные проекты, направляя средства в первую очередь на выполнение требований регуляторов, поскольку в противном случае они рискуют потерять ключевые лицензии, выданные им государством.
Кстати, представители торговых компаний тоже заявляют о том, что переход в публичные облака сдерживается из-за законодательных и регуляторных ограничений. Кроме того, у представителей и владельцев бизнеса сильны опасения относительно возможных утечек конфиденциальных данных заказчиков облачных сервисов, которые могут произойти на площадках провайдеров.
Как видим, технические вопросы — далеко не самые серьезные на пути внедрения инноваций. И даже пресловутый человеческий фактор — не такая уж фатальная проблема.
В ряде случаев ограничения связаны с внешними факторами, в частности с регуляторными требованиями. Впрочем, и их наверняка удастся преодолеть — это дело времени. Постепенно рынок научится достаточно быстро под них подстраиваться. Ну а сегодня следует, во-первых, тщательно анализировать инновации на предмет регуляторных рисков их внедрения и, во-вторых, сосредоточиться на тех инновациях, которые, с одной стороны, не связаны с этими рисками и, с другой, обеспечивают относительно быструю окупаемость. Это очень важно в нынешних непростых условиях.