Выходя на новый уровень своего развития, компании часто вынуждены пересматривать подходы к организации ИТ-инфраструктуры. Выход на новые рынки, рост числа клиентов и функционала используемых систем требуют новых ресурсов, и для некрупных компаний использование услуг коммерческих ЦОД во многих случаях становится безальтернативным вариантом.
Именно с такой задачей столкнулся сайт бесплатных объявлений QP.ru. Изначально вологодская компания рассчитывала работать исключительно на региональном рынке, однако сейчас ресурс уже охватывает практически весь северо-запад страны и выходит на рынок Красноярского края и Калининграда.
Первоначально все оборудование компании размещалось в собственной серверной, однако бесконечно так продолжаться не могло. «Ключевым стал момент, когда было принято решение расширяться до уровня соседних регионов, а впоследствии — и всей России. Мы подошли к этапу, когда пора было «выходить в свет»», — говорит Олег Клыпин, технический директор «Купи.ру». Новый уровень работы подразумевал и иную ответственность: для такого шага требовались безопасность хранения данных и гарантированная доступность ресурса в круглосуточном режиме. Встал вопрос о выборе более защищенной коммерческой площадки, способной предложить качественные услуги хранения и обслуживания оборудования, отвечающие новым требованиям.
«Необходимые облачные услуги — с нашими мощностями и решаемыми задачами — по цене практически не отличаются от размещения собственных серверов», Олег Клыпин, технический директор «Купи.ру» |
В первую очередь была необходима независимость интернет-каналов от конкретного провайдера. До сих пор у компании был только один канал. Во-первых, его могли перерубить физически. Во-вторых, в случае любых технических проблем у интернет-провайдера ресурс был недоступен для пользователей, что вызывало массу жалоб, и с этим владельцы компании ничего не могли сделать. Ощущение собственного бессилия играет большую роль в попытке не допустить подобных инцидентов в дальнейшем.
«Сейчас мы себя позиционируем как всероссийскую доску объявлений, и инцидентов с недоступностью сервисов хотелось бы избежать. Мы должны быть доступны всегда — это самая важная часть нашей политики», — подчеркивает Клыпин. Второй важнейший фактор — скорость доступа. Существовавший канал не позволял поддерживать ту нагрузку, которая появилась у ресурса при расширении.
Взвесив факторы и приняв во внимание стратегию развития, в ходе обсуждения с инвестором решили обратиться к профессиональному поставщику всех ИТ-услуг. Понятно, что выход на общероссийский уровень требует совсем иных подходов к решению ИТ-задач. В числе прочего начинают играть определенную роль физическая безопасность серверов и противопожарная безопасность, также влияющие на непрерывность бизнеса. У коммерческих ЦОД в этом плане возможности гораздо шире.
Аренда не дешевле
В Ярославле — ближайшем из крупных городов — подходящей площадки ЦОД найти не удалось, поэтому выбирали либо Санкт-Петербург, либо Москву.
«Все упиралось в процесс перевозки оборудования из Вологды в Москву или Санкт-Петербург: логистика серверов представляет собой определенную проблему, и везти оборудование дальше вряд ли имело смысл, — объясняет Клыпин. — Кроме того, рынок ЦОД в двух столицах наиболее развит». Питерские площадки не произвели на специалистов «Купи.ру» большого впечатления, да и Санкт-Петербург территориально находится дальше.
В первую очередь компанию интересовало соотношение цены и качества услуг. Тогда она была достаточно молодым стартапом, да и сейчас продолжает оставаться инвестиционным проектом, поэтому вопросы экономики играют важную роль.
Посещение комплекса ЦОД Telehouse Caravan вызвало позитивные эмоции — экскурсия показала техническое превосходство по сравнению со многими площадками. Было решено разместить свое оборудование именно здесь. Нужно отметить: арендуются лишь место и интернет-каналы, а оборудование и приложения на них — свои.
«Мы рассматривали некоторые варианты по виртуальному хостингу и аренде серверных мощностей. Необходимые услуги — с нашими мощностями и решаемыми задачами — по цене практически не отличаются от размещения собственных серверов. Исторически сложилось так, что мы обладали серверами для этих нужд, и их было решено использовать в этом проекте», — говорит Клыпин.
Кроме того, были и технические ограничения, связанные с платформой. Далеко не все коммерческие ЦОД предлагают адекватную по стоимости аренду серверов под Windows (ресурс QP.ru разрабатывается именно на этой платформе). Большинство провайдеров фокусируются на платформе Linux.
С технической точки зрения миграция не вызвала проблем и прошла согласно составленному плану переноса оборудования. В ее ходе простой интернет-ресурса был сведен к минимуму и составил от силы полчаса.
На новой площадке осуществлено полное резервирование мощностей и обеспечены условия для их дальнейшего масштабирования.
«Доступ к оборудованию есть и у специалистов провайдера, и у наших сотрудников. В штатном режиме всю работу мы осуществляем самостоятельно, а Telehouse Caravan ведет контроль, сигнализируя о возникающих проблемах», — уточняет Клыпин. В случае возникновения проблемы решается вопрос, можно ли устранить ее удаленно или требуется помощь технической поддержки провайдера.
Разумеется, за уже достаточно длительное время сотрудничества совсем без инцидентов обойтись не могло. Например, одна из последних проблем была связана с крупной DDoS-атакой на провайдера, произошедшей несколько месяцев назад, — тогда сервисы были недоступны около часа. По результатам инцидента провайдером была проведена модернизация сети с целью повышения отказоустойчивости при мощных атаках и исключения подобных инцидентов в будущем.
Инвестиции в репутацию
«У нас перестала болеть голова по поводу того, что ресурс по каким-то не зависящим от нас причинам будет недоступен. Мы получили более широкие каналы, и нагрузка на них резко снизилась. Удалось устранить и некоторые косвенные затраты», — отмечает Клыпин. С чисто пользовательской точки зрения сайт стал открываться быстрее — в Вологде всегда существовали ограничения по пропускной способности канала, причем часть ее использовалась для внутренних потребностей компании.
Конечно, за последнее время затраты на ИТ-инфраструктуру выросли: разросся функционал площадки, постоянно увеличивается ее посещаемость, требуя все новых ресурсов. «При условии обеспечения гарантированной доступности мы готовы идти на такие расходы», — подчеркивает Клыпин. Недоступность серверов, находящихся в Вологде, приводила к гораздо большим убыткам. Это сказывалось не только на финансовых результатах, но и на отношении пользователей, принося громадный репутационный ущерб. Компания борется в буквальном смысле за каждого клиента и уверена, что в будущем эта политика должна окупиться.